Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Ноябрь » 24

Современные педагогические технологии на уроках математики

Трофимова Любовь Григорьевна, преподаватель
СОГБПОУ « Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г. Ельня, Смоленская область

Аннотация: в данной статье рассматриваются элементы современных образовательных методов и технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно- коммуникационных и игровых технологий, проектного обучения, которые можно применить при проведении учебных занятий по дисциплине « Математика».

Ключевые слова: педагогическая технология, компетентностный подход, личностно-ориентированные технологии, технология проектной деятельности, тестовая технология.


Особенность Федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.

На современном этапе развития общества необходим человек способный к творческому овладению знаниями, который может применить знания в нестандартных ситуациях, человек, который умеет работать в команде, обладающий мобильностью и развитым чувством ответственности. Этого нельзя добиться, если не развивать деятельностные способности обучающихся, формирование которых происходит не при пассивном усвоении новых знаний, а тогда, когда обучающиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность: обучить их формами, методами и средствами самостоятельно добывать знания, научить ориентироваться.

Главной и острой проблемой на сегодняшним этапе является проблема мотивации обучающихся к изучению предметов, в частности, к изучению математики. Если в самом начале изучения математики эта мотивация высокая, то постепенно, сталкиваясь с трудностями, сложностью учебного материала, ослабевает воля и, как результат, падает успеваемость. Повысить качество образования, используя только традиционные уроки, сегодня нельзя. Для решения этой проблемы необходимо обратиться к современным образовательным технологиям организации обучения и применят их на уроках. Это дает возможность не только, чтобы процесс обучения был творческим, интересным, увлекательным, но и открывает большие возможности для развития самостоятельной деятельности, развития познавательных и творческих способностей.

Использование современных методов и технологий позволяет организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающиеся не получали знания, а полученные знания являлись результатом их совместных поисков.
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе дают возможность эффективно использовать учебное время, повысить познавательную и творческую активность обучающихся, а также повысить успеваемость – добиться высоких результатов обученности обучающихся.

На своих уроках я часто применяю элементы технологии проблемного обучения, так как считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках стимулирует обучающихся к получению новой информации, развитию речи (обучающиеся высказывают свое мнение в решении поставленной проблемы, вносят свои предложения), что приводит и к развитию творческих способностей, умению работать в коллективе, а также к более качественному усвоению данной темы.

Элементы данной технологии применяю, например, при изучении тем: «Схема исследования функции с помощью производной», «Правила вычисления производных функций». Для создания проблемной ситуации на уроках применяю графики, схемы, рисунки с изображением определенной ситуации, требующей самостоятельных путей поиска, позволяющих обучающимся думать, сравнивать, наблюдать и самостоятельно делать выводы.
Все это приводит не к зазубриванию материала, а к его пониманию, получению подлинных знаний.

В своей работе применяю и информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют сделать процесс обучения более ярким, интересным, наглядным. А также получить целостную картину изучаемого материала, облегчить процесс его усвоения, получить большой объем знаний, совершенствовать контроль и самоконтроль, повысить компьютерную грамотность. Использую ИКТ на различных этапах урока.

Тестовые технологии получили широкое распространение в учебной практики. Тестирование я использую на различных этапах урока при проведении учебных занятий различных типов, а также в ходе индивидуальной, групповой работе, при фронтальном опросе. Часто применяю тесты при проверке знаний и умений обучающихся. Использование тестовых заданий позволяет обеспечить субъективный фактор проверки знаний, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся с учетом их уровня познавательных способностей.

Уроки с использованием игровых технологий вызывают у обучающихся наибольший интерес. Они позволяют научить сравнивать, распознавать, давать характеристику, более широко раскрывать понятия, делать самостоятельно выводы, применять их на практике.

Элементы данной технологии использую на итоговых занятиях по теме, на зачетных уроках (например, на зачете по теме « Производная», «Первообразная» использую математическое лото и домино, как один из вариантов сдачи зачета по теме « Прямые и плоскости в пространстве» - составление кроссвордов ).

Применяю зачетную систему, которая дает возможность объединить материал в блоки и рассматривать его как единое целое.

Использование здоровьесберегающих технологий на сегодняшний день является одной из самых важных, так как здоровье – это величайшая ценность человека. Сохранить здоровье подрастающего поколения самая главная задача. И эта задача не только медиков, но и родителей, педагогов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс помогает в реализации данной задачи. Здоровьесберегающие технологии – создание у обучающихся эмоционального настроения на уроке, которые благоприятно влияют на здоровье обучающихся. Стараюсь менять виды работ на уроке (игровые паузы, физкультурные минутки после долгого сидения за партами). Перерыв необходим и для отдыха органов зрения, слуха, и мышц кистей рук.

Изучив способности и особенности каждого обучающегося и группы в целом, в своей работе также использую коллективную учебную деятельность: для достижения общей цели использую фронтальную работу в группе, групповую работу (на принципе дифференциации), межгрупповую работу (для достижения общей цели каждая группа должна выполнить свое задание), фронтально-коллективную деятельность при активном участии всех обучающихся. Эти формы позволяют не только повысить качество успеваемости, но и реализовать основные условия коллективности: целесообразное распределение обязанностей, зависимость друг от друга, осознание общей цели и контроль за результатом работы. Данный вид деятельности использую, например, при изучении темы «Объем параллелепипеда».

В наш век огромной информации педагогам, необходимо научить наших обучающихся самостоятельной работе, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания, используя различные пособия, электронные справочники и т.д.

В этом помогает одна из личностно-ориентированных технологий – адаптивная система обучения.
На уроках с адаптивной системой обучения коммуникативные навыки развиваются у всех обучающихся, так как при работе в парах переменного состава каждый обучающийся учит каждого. При этом возрастает культура речи, воспитывается способность слушать другого, запоминать и исправлять ответ товарища. При использовании этой технологии возрастает время самостоятельной работы обучающихся на уроке.

Данный метод обучения использую, в основном, на обобщающих уроках, при подготовке к контрольной работе, зачету.
В последние несколько лет использую технологию проектной деятельности, которая особенно актуальна в настоящее время, так как она помогает обучающимся осознать необходимость получения знаний на уроках и при самостоятельном изучении. А результат – повышение успеваемости.

Основными целями и задачами проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла являются:
1) развитие исследовательских способностей;
2) умение работать с натуральными объектами;
3) развитие самостоятельности;
4) формирование естественнонаучной картины мира;
5) возможность работать с компьютером;
6) развитие социально-личностных качеств личности;
7) умение уважать чужое мнение;
8) развитие коммуникативных способностей;
9) развитие информационной грамотности и культуры.

Элементы технологии проектной деятельности применяю, например, при обобщении и закреплении темы « Объемы и площади поверхностей многогранников и тел вращения».

На сегодняшний день существует большое количество педагогических технологий как традиционных, так и современных. Нельзя сказать, какая из них лучше, какая хуже. Выбор каждой технологии, на мой взгляд, зависит от многих факторов: темы урока, подготовленности обучающихся и т.д. Поэтому на уроке я использую элементы нескольких технологий.

Список литературы:
1.Левитес Д.Г. Практика обучения. Современные образовательные технологии-Мурманск, 2010
2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - М.: «Академия», 2000.
3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования -М.:Мастерство, 2001.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar