- 27.02.2023
- 3949 Просмотров
- Обсудить
преподаватель Санкт-Петербургского государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта»
Аннотация: в статье раскрывается понятие педагогическая технология, рассмотрена педагогическая технология «Портфолио», определена ее значимость в образовательном процессе.
Ключевые слова: портфолио, педагогическая технология, дистанционные образовательные технологии, компетенция, саморазвитие, самоорганизация.
На сегодняшний день методика обучения переживает сложный период. Это связано с изменением целей образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, которые построены на компетентностном подходе.
Трудности возникают и в связи с тем, что базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в частности в колледже метрополитена, по предметам Операционные системы и среды и Архитектура аппаратных средств и др. произошло сокращение часов более чем на 40%.
Эти обстоятельства требуют выявления успешных практик реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (далее-ДОТ), и обменном положительного опыта по их внедрению в ДОТ.
Для решения выявленных проблем и повышения качества обучения в процесс образования активно внедряется педагогическая технология Портфолио, целями которой является:
- смещение акцента с недостатков знаний и умений вследствие уменьшения педагогических часов на конкретные достижения по предмету;
- возможность продемонстрировать свои возможности и достижения при поступлении на учебу или приеме на работу.
«Портфолио» предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку получения профессионального уровня.
Процесс формирования портфолио помогает решить следующие педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
– формировать у обучающихся умение учиться, а именно: ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
– содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения;
– создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников и конкурентоспособности их на рынке труда.
Методика работы технологии состоит в следующем:
1. В начале учебного года, по тем предметам, по которым произошло уменьшение педагогических часов, преподаватель обозначает актуальность и проблематичность дисциплин (чаще формулируется производственная ситуация). Предлагает способы деятельности для решения проблемы и дает направление на применение ДОТ.
2. Обучающиеся в свою очередь выбирают дистанционные образовательные площадки, удовлетворяющие указанным требованиям.
С этой целью, на специально созданных в Интернете площадках создаются дистанционные курсы, в которые входят циклы лекции, задания, расписание консультаций с преподавателем, итоговая аттестация. Обучающиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Существует множество площадок, на которых университеты и школы предлагают различные курсы в свободном доступе. К таким площадкам относятся «Интуит», «Универсариум», «Лекториум» и другие.
Особое отличие таких площадок в том, что обучающие совершенно бесплатно регистрируются и проходят обучение по выбранным курсам, с получением сертификата по окончании курса. Такое обучение уменьшает неопределённость знаний по предметам, а также активизирует на дальнейшее развитие в этом направлении.
По окончании обучения у обучающегося сформировывается «Портфель» результатов учебной, а также профессиональной деятельности.
Конечная цель портфолио – подготовка конкурентоспособного специалиста, готового к предстоящей профессиональной деятельности. Именно технологический подход позволяет рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.
В целом, организация формирования портфолио обучающимися позволяет в полной мере применить компетентностный подход в обучении, эффективно планировать и оценивать процесс и результат своего обучения.
Работа по внедрению портфолио в учебный процесс показала, что применение портфолио учебно-профессиональных достижений (портфолио профессионального модуля) является одним из альтернативных (аутентичных) средств оценивания, соответствующего современным технологиям обучения и образовательным ценностям, средством оценки готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности и может послужить основой для разработки интегрирующей технологии, способной максимально раскрыть индивидуальные способности каждого обучающегося, создать условия для самореализации и самоактуализации.
При выходе на рынок труда выпускник демонстрирует достижения в IT- технологиях (делается именно это с портфолио), раскрывает свои профессиональные качества, что прямо сказывается на успешном трудоустройстве.
Работодатель Приоритетными морально-психологическими качествами успешного работника считает инициативность, самостоятельность, креативность, высокую мотивацию к повышению квалификации и карьерному росту.
Таким образом, педагогическая технология Портфолио выступает в данных условиях как эффективный инструмент для самообразования, позволяющий создать целостную картину сформированности личности, как успешного специалиста, делового человека и успешного работника.
Список литературы:
1. Шкерина Л.В., Шипицына Е.Н. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио. Высшее образование сегодня, №7. 2012.
2. Гетман Н.А., Котенко Е.Н. Портфолио как современная технология оценивания учебных достижений студентов. Педагогическое образование в России. №2. 2014.
3. Кунсбаев С.З., Арсланова А.Н. Портфолио студента колледжа в условиях реализации ФГОС. Научный поиск, №2.3. 2014.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.