Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Февраль » 3

О самоуправлении студентов в учебном заведении

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ МГРИ имени Серго Орджоникидзе, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: В статье рассматривается роль самоуправления в подготовке будущих кадров для любой сферы производства, приводятся результаты социологического исследования по отношению к самоуправлению в учебном заведении, проведенного среди студентов СОФ МГРИ, обучающихся по программам СПО.
Ключевые слова: отношение, самоуправление, социологическое исследование, подготовка, современный специалист, самоорганизация.


В настоящее время можно с уверенностью сказать, что студенческое самоуправление присутствует, в той или иной форме, в каждом среднем специальном учебном заведении и ВУЗе, конечно же, в разной степени. Оно, как отдельный раздел, находится в плане воспитательной работы куратора с группой, в общем плане воспитательного отдела. Это одно из требований подготовки современного специалиста среднего и высшего звена. В связи с этим, роль самоуправления в подготовке будущих кадров в любой сфере достаточно велика.

Следует заметить, что процесс самоуправления постоянно изменяется и совершенствуется по мере развития общества. И это, прежде всего, связано с изменением содержания управления на всех его уровнях, что неизбежно ведет к формированию новых требований к административному управлению в целом, а также к самоуправлению в частности. Причем, самоуправление нельзя заменить ничем, как и любой другой элемент нельзя заменить им.
Что мы понимаем под самоуправлением? Особую форму общественной деятельности студентов (инициативную и самостоятельную), направленную на решение вопросов их жизнедеятельности, развитию у молодежи социальной активности, подготовку специалистов нового поколения, поддержку социальных инициатив.

В нашем учебном заведении разработан и принят ряд документов по студенческому самоуправлению, таких, как: «Положение о самоуправлении в СОФ МГРИ», «Положение о студенческом совете», «Положение о совете общежития», «Положение о выборах председателя студенческого совета» и другие. Студенческое самоопределение направлено на придание ему социально-практического характера. Чем это обусловлено? Прежде всего, необходимостью ответственного отношения студентов к самоорганизации (культурно-нравственной и профессиональной), а также участию в социальном управлении.

Какие же задачи должно решать студенческое самоуправление? Несомненно, оно должно во всех отношениях стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, а также реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой защиты.

Для того, чтобы выяснить, что понимают студенты СОФ МГРИ (СПО) под самоуправлением, насколько они информированы в этой области, студенческой лабораторией социологических исследований было проведено анкетирование студентов, обучающихся на втором, третьем и четвертом курсах. Первый курс не был задействован в этом опросе, так как они только начали обучение, и во время анкетирования проходили период адаптации.
Какие результаты мы получили? Оказалось, что 87% респондентов знают о том, что в СОФ МГРИ существует студенческое самоуправление, а 9% ничего не знают об этом, 4% затруднились дать ответ. Характерно, что информированность студентов возрастала от курса к курсу.

Респондентам был задан ряд вопросов, позволяющих проанализировать их осведомленность об уровнях управления в учебном заведении. Выяснилось, что с Уставом ВУЗа ознакомилось всего 32% респондентов, а с Коллективным договором 21%. Права и обязанности студентов знает 91% из числа опрошенных студентов, а права и обязанности преподавателей всего 36%. Чуть больше половины (53%) анкетируемых указали, что знакомы с работой органов студенческого самоуправления. О том, какие в СОФ МГРИ существуют органы для организации внеурочной занятости студентов, знают меньше половины (45%) респондентов.

Что касается документов по студенческому самоуправлению, принятых в СОФ МГРИ, на основании которых проводится и регламентируется вся работа, то результаты с их ознакомлением распределились следующим образом. С документом «Положение о самоуправлении в СОФ МГРИ» ознакомлено 74% респондентов, причем эта работа была проделана кураторами на классных часах. С «Положением о студенческом совете» были ознакомлены, прежде всего, старосты и активы групп, всего 53%. Отметили, что знакомы с «Положением о выборах председателя студенческого совета» только 31% проанкетированных студентов. «Положение о совете общежития» было доведено до всех проживающих в нем, вместе с «Правилами проживания и поведения в общежитии».

Таким образом, для того, чтобы первокурсники могли сразу включиться в процесс самоуправления, нужно начинать с их ознакомления с нормативными документами, на основе которых работает учебное заведение, а также с документами по самоуправлению. И это является первоочередной задачей в работе педагогического коллектива в данном направлении.
В ходе исследования также было выяснено, что активно участвует в самоуправлении только 4% из опрошенных студентов. Еще 42% являются рядовыми участниками, или зрителями, а 51% никогда не участвовал в нем. Понятно, что последняя цифра должна насторожить руководство учебного заведения, так как это более половины обучающихся, и способствовать созданию определенных условий для исправления этого положения.

Далее мы попытались выяснить, какие же условия, по мнению респондентов, будут способствовать массовому участию в студенческом самоуправлении? Цифры приведены в % от числа ответивших на эти вопросы. Так, 82% считают, что в нем должны быть заинтересованы сами студенты, а 39% уверены, что администрация должна им предоставить такую возможность. Еще 27% указали, что студенты должны быть представлены в органах управления учебным заведением и иметь право голоса. Кстати, это уже есть в СОФ МГРИ. 24% отметили, что органы студенческого самоуправления должны иметь средства для того, чтобы суметь реализовать свои программы, а для 15% студентов оказалась важна поддержка авторитетных преподавателей.

Что сдерживает развитие студенческого самоуправления? Мнения таковы: пассивность студентов - 76%; недостаток навыков и умений в этой деятельности - 33%, преобладание иждивенческих настроений в студенческой среде – 17%; нехватка кадров для внедрения системы - 15%.

В результате проведенного анкетирования также выяснилось, что студенты СОФ МГРИ недостаточно информированы о студенческом самоуправлении в учебном заведении. Они плохо знакомы с нормативными документами ВУЗа, а также некоторыми направлениями деятельности, которыми можно занять свой досуг. В том числе, это относится и к научно-исследовательской деятельности, посещению клубов, кружков, секций, объединений.
Характерно, что у студентов 2-4 курсов СПО СОФ МГРИ сложилась определенная модель студенческого самоуправления, основы которой были заложены еще в школе, ведь 69% респондентов отметили, что именно там они впервые столкнулись с самоуправлением. При этом 24% отметили, что не сталкивались с этим вообще.
Оказалось, что по участию в самоуправлении среди студентов можно условно выделить три группы. К первой относятся активно участвующие в этой работе, в том числе старосты и заместители старост групп, члены студенческого совета, а также совета самоуправления. Ко 2 группе можно отнести тех, кто является зрителями различных мероприятий, это пассивное участие. А третью группу составляют все остальные (те студенты, которые не участвуют ни в одной из форм самоуправления).

И вообще, большинство студентов (63%) никак не связывают самоуправление и свою специальность, ошибочно считая, что его роль в подготовке специалистов ничтожно мала. Оказалось, что 72% респондентов в основном знакомы с теми формами самоуправления, которым уже много лет и ничего не знают о новых формах. Только 6% опрошенных студентов предложили конкретные пути решения обозначенной проблемы. В связи с этим, работу в данном направлении следует начинать с первого курса и вести целенаправленно до выпуска молодого специалиста среднего звена.
Результаты анкетирования были представлены педагогическому коллективу, кураторам студенческих групп, работникам социально-воспитательного отдела. Студенческий совет познакомил с ними старост групп всех курсов. После совместных обсуждений, был составлен план работы в этом направлении, а также принято решение о повторном анкетировании студентов через год, для контроля.

Конечно же, дальнейшее развитие самоуправления в любом учебном заведении должно, прежде всего, быть направлено на рост числа участвующих в нем студентов. Для СОФ МГРИ это одна из приоритетных задач, решаемых в рамках работы социально-воспитательного отдела, студенческого совета, а также методического объединения кураторов студенческих групп. Причем, в основу этой деятельности был положен подход, позволяющий учитывать компетенции, необходимые будущему специалисту в его профессиональной деятельности.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar