Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Март » 13

Дистанционный формат обучения: взгляд со стороны студентов

Федорова Галина Николаевна, преподаватель
СОФ МГРИ имени Серго Орджоникидзе, г. Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: Сегодня дистанционное обучение становится обычным явлением при получении профессионального образования наряду с традиционной формой, но эта модель неоднозначно оценивается студентами и преподавателями. В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного с целью выяснения отношения студентов СОФ МГРИ к дистанционному обучению.
Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты, отношение, социологическое исследование.


Словосочетание «дистанционное обучение» уже давно стало привычным. Что это такое? Это обучение с помощью Интернета, форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Действительно, этот формат предоставляет огромные возможности, как для студентов, так и для преподавателей. При этом дистанционная форма получения образования стоит в одном ряду с очной, заочной, очно-заочной формой и экстернатом.

Самое главное, определяющее слово здесь - «дистанционно», значит, на расстоянии. Что тут в арсенале? Всевозможные видеокурсы, и электронные учебники, в том числе, интерактивные, и общение через социальные сети (как сейчас), и онлайн-занятия тоже. Основу такого обучения составляют самостоятельные занятия обучающегося по разработанной программе, а преподаватель проверяет выполнение заданий, а также консультирует его. Следует заметить, что такое обучение стало популярным во многом из-за того, что оно не привязано к определенному месту и времени, следовательно, все задания можно выполнять в удобное время и в удобном месте, что для многих очень важно.
Сегодня дистанционное обучение становится обычным явлением при получении профессионального образования. Развитие цифровых информационных и коммуникационных технологий позволяет дистанционной форме проведения занятий конкурировать с традиционной моделью. В то же время дистанционная форма обучения неоднозначно оценивается как преподавателями, так и студентами.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, сложившейся с распространением COVID 19, учебные заведения перешли на работу в новом для них, дистанционном формате. Студенческой лабораторией социологических исследований СОФ МГРИ, с целью выяснения отношения к дистанционному формату, было проведено анкетирование 800 студентов, обучающихся по программам СПО, с первого по четвертый курс.

Что удалось выяснить в ходе проведенного опроса? Указали, что его организацией остались довольны 89% респондентов. Однако, такую форму считают менее эффективной 68%. При этом 59% студентов отметили, что не сразу выполняют задания, а откладывают их. Оказалось, что при такой форме меньше устают от занятий 47% студентов. У 36% возникли проблемы со сном.

Из ответов студентов стало ясно, что 24% респондентов в этом формате стало проще задавать вопросы преподавателю, а также участвовать в обсуждении. При очном формате они стеснялись это делать. Также 29% отметили, что после перехода на дистанционный формат преподаватели стали доступнее для консультаций. Вообще, 35% респондентов написали, что дистанционное обучение им нравится больше очного, так как они могут органичнее спланировать весь свой день, определить время на занятия, досуг и другие дела и встречи.

Несмотря на экстренный переход к дистанционному обучению, 94% студентов отметили, что СОФ МГРИ был полностью готов к нему. Характерно, что это относится как к первому, так и второму этапу. Следует также отметить, что к концу учебного года повысился процент студентов, столкнувшихся с какими-либо трудностями дистанционного образования, от 46% в самом начале, до 61%. Вполне возможно, что это связано с банальной усталостью от удаленного обучения.
Какие же основные проблемы дистанционного обучения были названы студентами? Прежде всего, это недостаток общения с товарищами (44%), преподавателями (40%). Еще 55% респондентов отмечали проблемы, связанные с техникой и скоростью работы сети Интернет, а 38% студентов сетовали на сложность обучения в домашней обстановке. Так, у 41% студентов возникали проблемы с концентрацией внимания при самостоятельном обучении, а 32% обучающихся испытывали сложности в ответах преподавателю в этом режиме.

Выяснилось, что тяжелее всего в таком формате обучения пришлось первокурсникам. Скорее всего, это связано с тем, что они не успели сформировать достаточные навыки очного обучения в СОФ МГРИ в новых, по сравнению со школой, условиях, привыкнуть к требованиям преподавателей, а им пришлось перейти на дистанционное обучение.
Студентам, всем без исключения, пришлось сдавать летнюю сессию также в дистанционном формате, как и защищать дипломные проекты. Как же студенты отнеслись к сдаче сессии в режиме онлайн? Оказалось, что большинство из них, 76%, боялись сдачи экзаменов в новом формате. Так, 42% считают, что их оценки будут ниже, чем при очном режиме. Еще 46% уверены, что они будут одинаковы, а 12% надеются на более высокий результат. При этом все ожидают увеличения распространения нечестного поведения студентов во время экзаменов.

Как оценивают студенты работу преподавателей в рамках дистанционного обучения? Радует, что более двух третьих от числа опрошенных респондентов, 79%, считают ее положительной. Студенты указали, что большинство преподавателей были всегда доступны, находились на связи (76%), поэтому с ними можно было легко связаться для консультации.
Плюсом является и то, что, кроме вузовской платформы, преподаватели использовали для контакта со студентами социальные сети (52%), электронную почту (46%), мессенджеры (73%). Кстати, в ходе вынужденного дистанционного обучения, студенты стали понимать ценность и важность живого общения с преподавателем, что несомненно является признанием важности учительского труда.

Также выяснилось, что времени на выполнение заданий дается вполне достаточно (79%). Конечно же, при дистанционном обучении значительно увеличивается время, которое тратят студенты на самостоятельную работу. Так, более половины, 54%, респондентов, тратят на это больше четырех часов в день.

Было бы логично, говоря о дистанционном обучении, узнать мнение другой стороны учебного процесса – преподавателей. Оказалось, что практически все (98%) стали тратить гораздо больше времени на подготовку к занятиям и проверку работ студентов. Еще 72% указали на наличие в ответах достаточно большого процента плагиата и списывания. Что касается мнения преподавателей по поводу дистанционного приема экзаменов и защиты курсовых и дипломных проектов, то 69% считают, что это, конечно, приемлемо, но не очень удобно.

Таким образом, в целом, студенты оказались удовлетворены тем, как было организовано дистанционное обучение на образовательной платформе СОФ МГРИ. Такую точку зрения высказало 89% респондентов. Студенты и преподаватели готовы, в случае необходимости, использовать эту форму обучения, но как альтернативу очному образованию.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar