Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Март » 4

Дистанционное обучение глазами студентов СПО медицинского колледжа

Дембинская Лана Олеговна
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»

Аннотация: В настоящее время дистанционное обучение вводится в систему профессионального образования повсеместно. Данную форму образования диктуют реалии нашей жизни. У дистанционного обучения, естественно, есть свои плюсы и минусы. Проведенное социально-психологическое исследование показывает точку зрения студентов СПО медицинского колледжа по данному вопросу.
Ключевые слова: дистанционное обучение, социально-психологическое исследование, плюсы и минусы дистанционного обучения.

В настоящее время в систему профессионального образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии. В первую очередь, необходимость этих изменений диктует обстановка, сложившаяся во всем мире.
Что же такое дистанционное обучение? Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. [2]

При дистанционном обучении обучающийся и преподаватель отделены друг от друга в пространстве, но при этом они могут находиться в постоянном взаимодействии, созданном с помощью организационно-педагогических условий, способствующих успешному обучению. [1]

Дистанционное обучение, естественно, коснулось и медицинского колледжа. С точки зрения преподавателя мы знаем все минусы и плюсы дистанционного обучения.

Но возникает вопрос: что же думают студенты колледжа о данной форме обучения? В чем они видят плюсы и минусы подобной формы получения знаний? И, наконец, какую форму обучения предпочли бы они, если выбор был бы за ними?
Мною, как преподавателем психологии, было проведено социально-психологическое исследование по данному вопросу. В нем приняли участие 45 студентов колледжа II - III курсов.

Цель данного исследования: выяснение отношения студентов к дистанционной форме обучения.

Участники исследования ответили на три вопроса:
1. В чем вы видите плюсы дистанционного обучения?
2. В чем вы видите минусы дистанционного обучения?
3. Какую форму обучения вы бы предпочли?

В результате исследования были получены следующие результаты:
Плюсы дистанционного обучения
1. Экономия средств на проезд до колледжа – 14 человек;
2. Наличие большого количества свободного времени, которое можно потратить на свою семью, хобби, встречи с друзьями и близкими, самореализацию, чтение, развлечения – 31 человек;
3. Возможность свободно совмещать учебу с работой – 15 человек;
4. Отсутствие необходимости преодолевать большие расстояния в поездке до колледжа, раннего пробуждения – 19 человек;
5. Удобство во времени выполнения дистанционных заданий: студент может самостоятельно планировать, когда ему комфортнее учиться – 15 человек;
6. Возможность высыпаться – 18 человек;
7. Свободный доступ к информации: возможность использования дополнительных источников информации, Интернет-ресурсов при выполнении заданий – 5 человек;
8. Территориальная гибкость: отсутствие привязки к определенному месту обучения, возможность учиться в любом месте (дом, работа, гости) – 6 человек;
9. Усвоение информации проходит легче, удобнее готовиться к зачетам, экзаменам – 5 человек;
10. Возможность обучения в домашних условиях: более спокойная и комфортная среда для усвоения материала в индивидуальном темпе – 9 человек.

Минусы дистанционного обучения
1. Усвоение информации проходит хуже, трудно самостоятельно изучать материал – 20 человек;
2. Увеличение объема информации для самостоятельного изучения, вследствие этого и увеличение объема заданий – 7 человек;
3. Отсутствие возможности сразу уточнить суть непонятного материала при выполнении домашнего задания – 6 человек;
4. Отсутствие самодисциплины, недостаток мотивации, сложность самоорганизации и, как следствие этого, накопление большого количества долгов – 22 человека;
5. Недостаток коммуникаций, социального «живого» общения со сверстниками, преподавателями – 15 человек;
6. Отсутствие очного общения с преподавателем, зрительного контакта, невозможность задать интересующий вопрос «здесь и сейчас» – 19 человек;
7. Ухудшение здоровья, зрения, боли в спине из-за долгого сидения за компьютером – 10 человек;
8. Увеличение объема письменной работы – 4 человека;
9. Отсутствие технической возможности: компьютера, интернета как по причине их реального отсутствия, так и вследствие непредвиденных жизненных обстоятельств (отключение света, поломка компьютера, неисправность почты, отключение интернета) – 8 человек;
10. Недостаток практических занятий – 8 человек.

Какую форму обучения вы бы предпочли?
По результатам опроса по данному вопросу выяснилось, что 74% студентов колледжа предпочли бы смешанную форму обучения, где теоретические занятия проходили бы на дистанционном обучении, а медицинские клинические практики (как на базе колледжа, так и на базе медицинских организаций – поликлиник и больниц) проходили бы очно, также очно чтобы проходила промежуточная аттестация: зачеты, дифференцированные зачеты, экзамены.
22% студентов колледжа предпочли бы обучаться очно. И только 4% студентов готовы обучаться только дистанционно.

В результате проведенного социально-психологического исследования можно сделать следующие выводы:
• дистанционная форма обучения вполне приемлема и комфортна для большинства студентов;
• естественно, у дистанционного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся;
• одним из основных минусов дистанционного обучения является отсутствие очного общения между студентом и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. Рядом нет преподавателя, который мог бы эмоционально окрасить получаемые студентом знания, помочь их лучше усвоить и, соответственно, запомнить;
• для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от уровня мотивации, самостоятельности, уровня самосознания обучающегося;
• при данной форме образования отсутствует постоянный контроль над обучающимся, который для наших студентов является мощным стимулом приобретения общих и профессиональных знаний.

Таким образом, исходя из реалий нашей жизни, приходит осознанность того, что дистанционная форма обучения – это новый эволюционный виток в системе образования студентов СПО.

Список использованной литературы:
1. Бакина Т. В. Организация дистанционного обучения в СПО по специальным дисциплинам. Статья [Электронный ресурс]: Международное интернет-издание Профобразование России и стран СНГЭЛ № ФС 77-54950, 21.05.2020.
2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 416 с.- стр. 17
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar