Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Март » 18

Учебно-исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология.

Григорьева Наталия Сергеевна
Волжский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж»,
г.Волжский, Волгоградская область

Аннотация: Учебно-исследовательская деятельность позволяет формировать способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Этот вид деятельности должен осуществляться с учетом индивидуальных склонностей и интересов студентов в органичном единстве с учебным процессом.
Ключевые слова: технология, компетенции, творчество, самостоятельная работа, деятельность, исследование


Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально-мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Эти новые требования общества нашли своё отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, утверждённых Министерством Образования и науки РФ.

Идея компетентного подхода в образовательном процессе нацеливает нас, педагогов, на использование новых современных образовательных технологий, а также применение новых методов и приёмов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Необходимо формировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.

В Большом энциклопедическом словаре, сказано - «технология» (от греческого techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность методов, способов и приемов. Иными словами, технология – совокупность действий, позволяющая получить заданный результат, или точного воспроизводства результата. В образовании цель и результат – развитие личности учащегося. Однако достижение подобного результата невозможно заданием типовых алгоритмов действий – в этом случае он будет лежать не в ценностно-смысловом пространстве, в котором должно работать образование (по Р.Г.Каменскому – культурном или экзистенциальном). Высшей формой самостоятельной познавательной деятельности студентов является учебно-исследовательская работа как одна из современных образовательных технологий. Это особенно важно в условиях реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Учебно- исследовательская деятельность важна тем, что студенты получают навыки самостоятельного исследования и оценки статистических данных, учатся анализировать полученные результаты и формулировать выводы, а затем докладывать аудитории о результатах проведенного исследования. Считаю, что эту работу необходимо начинать с первого курса, возможно, что она перерастет затем в курсовую или дипломную работу. Учебно- исследовательская работа должна осуществляться с учетом индивидуальных склонностей и интересов студентов в органичном единстве с учебным процессом. Тема исследовательской работы должна быть достаточно актуальной, содержать элементы будущей профессиональной деятельности, иметь, пусть даже небольшой, интерес для практического применения. Кроме этого, в учебно-исследовательской работе должен быть серьезно проработан методологический аппарат.

Курс математики в среднем профессиональном образовании несет двойную нагрузку — как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах. Изучение математики в среднем профессиональном образовании направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций. Общие компетенции (ОК) формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.

Математика воспитывает такой склад ума, который требует критической проверки и логического обоснования тех или иных положений и точек зрения. Элемент сомнения – здоровое рациональное зерно, присущее процессу математического мышления – нигде и никогда не помешает любому профессионалу.

В своей работе я использую различные формы организации исследовательской деятельности студентов:
-работа над рефератом и его защита
-разработка проектов
-участие в научно-практических конференциях разного уровня
-олимпиады по предмету
-творческие конкурсы («Царица-МАТЕМАТИКА», конкурс творческих проектов «Математика и медицина», конкурс творческих проектов по информатике и математике разной тематики и т.д.)
-выполнение исследовательских заданий в рамках изучаемых дисциплин (например: задачи на исследование существования геометрических фигур, на сравнение двух или нескольких величин, на исследование относительно двух величин, на исследование взаимного расположения фигур, анализ полученных алгебраических соотношений и т.д.)
-участие в конкурсах исследовательских работ разного уровня
- публикация в сборниках
-использование математических методов при решении прикладных задач (решать и составлять задачи на проценты; рассчитывать концентрацию растворов; оценивать пропорциональность развития ребенка; вычислять долженствующую длину, массу ребенка в зависимости от возраста; рассчитывать количество молока различными методами и т.д.)

Учебно-исследовательская работа по дисциплине Математика включает выполнение разноуровневых заданий практических расчетных работ и проведение теоретических исследований по вопросам, связанным с будущей профессиональной деятельностью. При выполнении указанных видов деятельности студент самостоятельно осуществляет поиск информации, ее обработку, осмысление, оформление в разделах портфолио, подготовку к защите при публичном выступлении. Примерами тем учебно- исследовательской деятельности являются: «Применение математики в профессиональной деятельности медицинского работника», «Исследование вредных привычек студентов медицинского колледжа», «Действительно ли мир состоит из многогранников?», «Анализ статистических показателей оценки деятельности поликлиники и стационара», «Проценты в медицине», «Закон больших чисел», «Оценка пропорциональности развития ребенка», «Демография в Российской Федерации», «Генеологическое дерево», «Почти женат или холост (гражданские браки)», «Судьба по Пифагору», «Моя группа в таблицах и диаграммах», «Проявление гиподинамии моей группы в диаграммах» и т.д.

Обучая математике, пытаюсь научить не только стандартным приемам решения типовых задач, но и правильному математическому мышлению, показать значимость математики в социальной и профессиональной жизнедеятельности, в том числе и через технологию учебно-исследовательской деятельности студентов. Понятие математической подготовки расширяется, включая и фундаментальную математическую подготовку, и навыки применения знаний на практике.

Таким образом, в подготовке квалифицированных специалистов математика занимает важнейшее место, так как она является не только орудием количественного расчета, но и методом точного исследования и средством предельно четкой формулировки понятий и проблем; не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но и элементом общей культуры.

Список литературы:
1.Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2005. - С. 128.
2.Казанцева, Е. С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С.Казанцева. Нижний Новгород, 2006. – 21с.
3. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики.
Кн.Для учителя/ С. Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175 с. .
4. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.
5. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе
/ Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. –
N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141
6. Худин, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном
обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar