- 22.03.2021
- 4082 Просмотра
- Обсудить
ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж», г. Владимир, Владимирская область
Аннотация: в данной статье представлено описание варианта планирования и реализации помощи студентам педагогического колледжа по организации самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Психология»
Ключевые слова: самостоятельная работа, уровни самостоятельной работы студентов.
Требования ФГОС СПО диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности. Самостоятельная работа студента с одной стороны является составной частью образовательного и воспитательного процессов, с другой стороны – способом профессионального роста студента. Современные образовательные стандарты отводят на самостоятельную работу студентов по дисциплинам до 50% всего учебного времени, следовательно, перед преподавателями встает проблема рациональной организации данного вида деятельности учащихся. В педагогическом колледже эта проблема осложняется тем, что к обучению приступают студенты с разным уровнем подготовки, разнообразной мотивацией к обучению, возрастными и индивидуально – типологическими особенностями. И хотя, основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в общеобразовательной школе, но, как показывает практика, этот вид деятельности всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своего труда. Более 80% первокурсников испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Поэтому, одной из основных задач, которая стоит перед преподавателем, - помощь студентам в организации их самостоятельной работы.
Организация внеаудиторной работы студентов по психологии проводится на основании положения о внеаудиторной самостоятельной работе студентов колледжа, составленному в соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 29 декабря 2000 года N 16-52-138ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО».
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы были созданы учебные комплекты для студентов, включающие несколько обязательных составляющих: тему, по которой будет работать обучающийся, четкий алгоритм самостоятельной работы, источники, которые помогут выполнить задание, форму и сроки сдачи выполненной работы, задания для самоконтроля, критерии оценки.
Главным принципом самостоятельной работы является – принцип «от простого – к сложному». П.И. Пидкасистый выделил пять уровней самостоятельной работы: первый - дословное и преобразующее воспроизводство информации, второй - самостоятельная работа по образцу, третий - реконструктивно-самостоятельная работа, четвертый - самостоятельная эвристическая работа, пятый уровень — творческая работа. Результаты входного контроля в начале обучения психологии, показали, что у 95% студентов слабо сформированы основные общеучебные умения, и им может быть доступен только первый и второй уровень самостоятельной работы. Поэтому главной целью стало устранение пробелов в знаниях студентов и развитие у них умения учиться с ориентацией на самообразование. Исходя из этого, задания для самостоятельной работы были направлены на анализ учебного текста.
Например, Тема: «Личность» Вопросы для рассмотрения: «Самосознание личности». Алгоритм работы:
1) Прочитайте текст учебника Общая психология: Курс лекций Составитель Е.И.Рогов. стр. 328-331.
2) Найдите определения самосознания личности, данные И.С.Коном и А.Г.Спиркиным.
3) Сравните эти определения с определением самосознания данным А.В.Петровским в учебнике Общая психология под ред. А.В. Петровского стр. 215 – 223
4) Выпишите в тетрадь определение самосознания личности, которое на ваш взгляд более точно отражает суть этого понятия.
5) Найдите в тексте определения «самооценка личности», «уровень притязаний личности» Составьте краткое описание этих психологических понятий.
Постепенно задания, входящие в комплекты, усложнялись и стали включать задания третьего уровня. Предлагалась не только работа с текстом, но и решение психологических задач, выполнение практического задания. Постепенно комплект стал включать две составляющие: теоретическую и практическую часть. Для каждой части давался свой алгоритм выполнения. Теоретическая часть, как правило, содержала такие варианты работы как, чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана и тезисов ответа, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, работа со словарём и справочниками, графическое изображение структуры текста; выписки из текста. Практическая часть включала такие задания, как решение задач и упражнений на закрепление теоретического материала, проведение эксперимента и анализ полученных данных, подбор упражнений или игр. Например, в комплекте по теме «Темперамент», в практической части предлагался следующий алгоритм выполнения задания: Цель: диагностика свойств темперамента (с помощью опросника В.М.Русалова)
1. С этой целью ознакомьтесь с методикой «Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.Русалова» (Опросник прилагается)
2. Проведите данную диагностическую методику с любым испытуемым (можно на себе)
3. Оформите результаты и сделайте выводы. При оформлении результатов, руководствуйтесь предлагаемой схемой.
При изучении возрастной психологии, самостоятельная работа студентов включала не только работу с текстом в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», но и анализ ситуативных текстовых задач и видео – фрагментов, которые отображали особенности поведения учащихся на уроках, во внеурочной деятельности, особенности поведения дошкольников, участвующих в различных видах детской деятельности. На этом этапе изучения психологии, уделялось особое внимание аналитической деятельности. При этом, студенты имели возможность опираться на алгоритм анализа психологической ситуации. 0
Нужно отметить, что большое значение для организации самостоятельной работы имеют представленные в комплекте контрольные материалы и критерии оценки. Контрольные материалы представлены в двух видах: в виде вопросов и тестов, включающих как репродуктивные, так и продуктивные задания. Студент имеет возможность не только выполнять, но и самостоятельно контролировать результат своей работы.
Список литературы:
1 Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Сборник нормативных правовых документов./ Сост. П.Ф. Анисимов, Т.Д. Барер, С.В. Васильев и др. - М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. – 410 с.
2 Еромасова, А.А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов.[Текст ] / А.А.Еромасова. - М.: Юрайт, 2017. - 294 c.
3 Еромасова, А.А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента. Учебное пособие для вузов.[Текст ]/ А.А. Еромасова. - М.: Юрайт, 2017. - 778 c.
4 Куклина, Е.Н. Организация самостоятельной работы студента 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. [Текст ] / Е. Н.Куклина. - М.: Юрайт, 2017. - 487 c.
5 Лаптева, Е.Ю. Дополнительное учебное пособие по организации самостоятельной работы студентов. Учебное пособие / Е.Ю. Лаптева. - М.: Русайнс, 2020. - 777 c.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.