Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » 2024 » Апрель » 2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося как фактор повышения качества подготовки конкурентоспособности

Кульмасова Гульнара Зифовна
Нефтяной институт (филиал)ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Важнейшими целями среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Достижение этих целей будет зависеть от того, как сформировано содержание образования.

Одним из направлений является самообразование: вызвать интерес обучающихся к самообразованию, способствовать возникновению у них познавательных потребностей, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда.

Особой формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия. Они представляют собой продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия: готовность студентов к самостоятельному труду, мотив к получению знаний, наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала, система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы, консультационная помощь.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности студентов.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:
-для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
-для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: уровень освоения учебного материала, умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач, полнота обще учебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа, обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос, оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Преподаватель должен обеспечить методическими рекомендациями обучающихся: во-первых, составить графики самостоятельной работы, в которых указан перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, определить цели и задачи, сроки выполнения и формы контроля; во-вторых, разработать методические указания по самостоятельной работе, содержащие установленные цели и мотивацию в изучении тем, списки основной и дополнительной литературы, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки.

Внедрение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является неотъемлемой частью при изучении предмета «Техническая механика». При составлении календарно-тематических планов на учебный год, наблюдается разница в программах технических специальностей, а именно выполнение практических занятий, то есть по определенным темам закрепление пройденного лекционного материала в аудитории под руководством преподавателя на некоторых специальностях отсутствует. Применение же самостоятельной работы и оценивание данного вида деятельности заполняет пробелы в данном направлении обучения. Хочется отметить, что без добросовестного выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентам будет сложно подготовиться к итоговой аттестации в виде экзамена по предмету в конце курса обучения. Нежелательно игнорировать данную деятельность, так как при выполнении того или иного задания будь то решение задач или подготовка доклада у студентов формируются определенные навыки при изучении, направленные в целом на формирование необходимых компетенций будущей профессии.

Современный рынок труда предъявляет определенные требования к выпускникам СПО. Будут ли сформированы общие и профессиональные компетенции, зависит напрямую от того как добросовестно относился вчерашний студент к выполнению учебного плана, одним из составляющих которого и является внеаудиторная самостоятельная работа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – 170 с.
2. ФГОС СПО по специальности 21.02.03. Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ
3. Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5. – С.18-26.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar