- 12.12.2022
- 3193 Просмотра
- Обсудить
ГБПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум имени В.П. Романова
Аннотация: в статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в системе среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, СПО, современный урок, знания, умения, общие и профессиональные компетенции, самостоятельная работа.
Почти тридцатилетняя педагогическая деятельность в системе профессионального образования убедила меня в том, что успех любого дела всегда сопряжен с систематической целенаправленной, самостоятельной работой человека над собой.
Очень важно, как можно раньше научить обучающихся, самостоятельно работать, и приобретать те знания и умения, компетенции, которые от него может потребовать жизнь.
Сегодня урок не может быть просто обучающим, обеспечивающим усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений, формирование общих и профессиональных компетенций. Урок должен обеспечить развитие обучающихся, формирование личности и мировоззрения, то есть быть и воспитывающим.
Сегодня современный урок- это организованная преподавателем активная познавательная деятельность студентов, учебное сотрудничество, активные и интерактивные формы работы, самостоятельность и самодеятельность студента, хорошо спланированная организаторская роль преподавателя, реализация триединой цели рока (развитие, обучение, воспитание).
Сегодняшний урок имеет особенности в том, что в основе содержания профессионального модуля или учебной дисциплины лежит несколько наук. Поэтому для подготовки и проведения занятий мне как преподавателю недостаточно знать свою дисциплину в объеме учебной программы. Приходится постоянно следить за развитием техники и технологии по множеству литературных источников, источников интернета, повышать свою квалификацию участвуя в различных конкурсах педагогического и профессионального мастерства.
Чтобы сегодня обучать, мне нужно знать во много раз больше того, что даю студентам, ориентироваться в самых сложных вопросах науки, которую преподаю. Кроме того, я как, преподаватель должна уметь пробудить у обучающихся интерес к овладению профессиональными знаниями, умениями, компетенциями, оказывать на них воспитательное воздействие. На уроках необходимо тесно увязать материал с практической деятельностью, поэтому я должна отлично владеть не только научными основами преподаваемой дисциплины, профессионального модуля, но и владеть трудовыми приемами работы в данной профессии, специальности.
Чтобы успевать, идти в ногу со временем, сегодня преподавателю предъявляются высокие требования. Так к чему стремиться? Не к тому, чтобы передать обучающемуся готовые знания, а активизировать познавательную деятельность, научить самостоятельно, добывать знания, повышать свой уровень воспитанности, овладеть рациональными способами учебной работы за счет использования инновационных форм и методов обучения. Они развивают учащихся, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, заставляют мыслить самостоятельно, доказывать свою точку зрения. Ведь урок является основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет. Однако в условиях преобразований, происходящих в современном образовании, понятие «урок» нуждается в новом методологическом наполнении. И какие бы инновации не вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: я -преподаватель и обучающийся.
Иногда важно взглянуть на себя и оценить свою деятельность со стороны, ответить себе на вопрос: на что способен, какой бы балл сам себе заработал за урок? Поэтому сама осуществляю оценку своего труда на основе требований к уроку.
Я мысленно проигрываю ход предстоящего урока до его проведения, корректирую план урока. Сама себе отвечаю на вопрос: «А все ли учтено? Сколько будет затрачено времени на отдельные элементы и моменты урока? Усвоят ли учащиеся материал?
На каждом этапе преподаватель должен критически относится к подбору содержания, форм и методов работы, способов организации деятельности студентов.
Современный урок – это урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту, содержащий разные виды деятельности, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченность. Современный урок воспитывает думающего студента.
Урок – явление многомерное, представляющее собой сложную психолого-педагогическую систему.
При рассмотрении его эффективности невозможно все разнообразные факторы свести к одному знаменателю. Тут учебные планы, программы, требования работодателей, учебники и учебные пособия, и даже состав группы и уровень ее сплоченности.
Но все, же главное и основное – сам преподаватель, его знания, профессиональное мастерство и жизненная позиция, высокая ответственность и добросовестность, любовь к своему делу и к обучающимся. Много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые шаги в новых условиях он сможет в более сжатые срок.
А.М. Столяренко, говоря о культуре подготовки преподавателя к занятию, говорил, что успех каждого занятия на 80 % зависит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20 % – от непосредственной подготовки преподавателя к занятию накануне его проведения.
Подготовка преподавателя к занятию – это предварительная учебно–методическая работа, цель которой – успешное проведение предстоящего занятия.
Не успокаиваюсь и не останавливаюсь на том, чего сегодня не добилась. Урок – это динамичная система. Завтра результат должен быть лучше, поэтому веду поиски более рациональной формы урока. Весь процесс обучения строю на интересе обучающегося, чтобы в итоге повысить уровень воспитания и обучения. Постоянно нахожусь в творческом поиске.
В заключении уместно вспомнить слова педагога Виктора Федоровича Шаталова «Хотение к учебе надо создавать, надо только найти секреты такого учения»
Список литературы
1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. /М.: Народное образование, 2011 г.
3. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /М.: Народное образование, 2010 г.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.