Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Март » 4

Методические основы организации исследовательской деятельности обучающихся

Гнидина Анна Ивановна, преподаватель
Камышинский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж», г. Камышин, Волгоградская область

Аннотация: Методическое сопровождение исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся, позволяет сделать ее более эффективной и интересной.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, методические рекомендации, методические указания, навыки, умения.

Современная действительность предъявляет высокие требования к подготовке специалистов высшего и среднего звена. Эти требования нашли свое отражение, в том числе, и в государственных образовательных стандартах.

В требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних учебных заведений говорится, что после окончания обучения выпускники должны: быть способными: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; к анализу и проектированию своей деятельности; обладать стремлением к самосовершенствованию (самосознанию, самоконтролю, саморегуляции, саморазвитию); стремиться к творческой самореализации[3].

В настоящее время среднее профессиональное образование (далее – СПО) направлено на подготовку специалиста среднего звена, способного ориентироваться в условиях быстро меняющихся профессиональных технологий, творчески подходить к устранению различных проблем, принимать взвешенные решения в нестандартных производственных ситуациях.[4]

К сожалению, опыт работы в среднем профессиональном образовательном учреждении показывает, что начинающие студенты не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, интерпретировать и обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни. Очень часто это обусловлено тем, что они недостаточно владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, в том числе с учебником и другими источниками информации, не умеют выделять главное, существенное, анализировать информацию, а получаемые знания воспроизводят лишь на репродуктивном уровне.

В системе СПО важным показателем сформированности общих и профессиональных компетенций, готовности выпускника к практической деятельности, является овладение навыками проектной и исследовательской деятельности.
Практически с первого курса обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении начинается активное вовлечение бывших школьников в исследовательскую деятельность, формирование внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности и навыков объективной самооценки.

При выступлении с докладами на студенческих научно-практических конференциях разного уровня, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, начинающие исследователи нередко проявляют удивительную неосведомленность в той или иной научной области, а иногда в самых, казалось бы, элементарных вопросах. Проблемы возникают практически с самого начала, с неумения осознанного и обоснованного выбора темы изучения, методов и форм работы.

Таким образом, преподаватель (руководитель) призван оказать помощь в организации различных видов самостоятельной исследовательской деятельности в течение всего периода профессиональной подготовки обучающегося.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить возможности развития исследовательского потенциала студентов;
- формировать интерес к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследования;
- обучить студентов методике проведения учебных и (или) научных исследований, творчески мыслить и использовать результаты исследования на практике;
- способствовать профессиональной и социальной адаптации.

По сути, эти же задачи ставит и Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», обязывая педагогов, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [4].

В связи с этим действующая система аттестации педагогических работников предусматривает, наряду с профессиональными компетенциями педагога, и обязательное участие в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся и самого педагога.

Неотъемлемой частью успешной работы по организации исследовательской деятельности обучающихся являются различного рода методические пособия, методические рекомендации для педагогов и студентов.
Изучение большинства учебных дисциплин, преподаваемых в ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж", предполагает в том числе, определенный объем и уровень исследовательской работы студентов. Выполнение разного вида учебного исследования способствует формированию у студента проектно-исследовательских знаний, умений, навыков. Приобретаемые в ходе выполнения исследовательской работы, постепенно усложняемые исследовательские знания, умения, навыки способствуют формированию исследовательской и проектной культуры, как важной части профессиональной культуры специалиста.

В ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж", для эффективной организации и реализации исследовательской деятельности, разработаны и успешно применяются преподавателями и студентами различные методические материалы по организации как аудиторной, так и самостоятельной внеаудиторной исследовательской деятельности обучающихся.

Например, Методические рекомендации для преподавателей "Организация исследовательской деятельности обучающихся по общеобразовательным учебным дисциплинам (создание индивидуальных проектов)" закладывают основу организации исследовательской деятельности, начиная с первого курса, с изучения общеобразовательных дисциплин, определяют основные требования и правила исследовательской деятельности.

Дальнейшую деятельность преподавателей и студентов в этом направлении сопровождают: Методические указания для преподавателей и студентов по подготовке и защите курсовой работы (проекта), Методические рекомендации по созданию презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint, Методические рекомендации для студентов и преподавателей медицинского колледжа по организации учебно-исследовательской работы студентов (УИРС).
Заключительным этапом, реализации исследовательской деятельности обучающихся, является выпускная квалификационная работа (Методические указания для студентов и преподавателей по подготовке и защите выпускной квалификационной работы). Защита выпускной квалификационной работы демонстрирует результат, сформированность знаний, навыков и умений исследовательской деятельности, ее профессиональную направленность и актуальность.

Таким образом, методическое сопровождение организации исследовательской деятельности, систематическое и поэтапное включение обучающихся в исследовательскую деятельность, целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, собственное, самостоятельное искание смысла жизни помогает «обучающимся познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности»[2].

Список литературы:
1.Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 2.1 (82.1). - С. 5-6. - URL: https://moluch.ru/archive/82/14992/ (дата обращения: 03.02.2021).
2.Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности/ В. С. Лазарев. - Текст непосредственный // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 295
3.Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/6150599/(дата обращения 02.02.2021)
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . - URL: https://base.garant.ru/70301502/ (дата обращения 02.02.2021)
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar