Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Ноябрь » 25

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении дисциплин естественного цикла

Лейсле Мария Ивановна, преподаватель химии
БУ «Няганский технологический колледж», г.Нягань, Ханты-Мансийский АО

Современный мир предъявляет к выпускнику профессионального образования высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому федеральные государственные образовательные стандарты определяют основную задачу для преподавателей – это включение студентов в активный процесс познания окружающего мира. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должно стать, не только объем знаний, умений и навыков но и овладение компетенциями, включающими умение творчески и самостоятельно подходить к решению поставленных задач и использовать это умение в различных сферах жизни. Для развития такой самостоятельности в процессе познания важной проблемой становится вопрос о мотивации студентов к познавательной деятельности. Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике методов исследовательской деятельности.

А.В.Леонтович в своих работах утверждает, что исследование в сфере образования является учебным и его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата. «В науке главной целью является производство новых знаний, в образовании - цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)» [1].

Исследовательская деятельность характеризуется рядом особенностей:
1. Исследовательская деятельность связана с решением обучающимися творческой задачи с заранее неизвестным решением.
2. Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность обучающихся. Деятельность же преподавателя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля.

Значительную роль в изучении дисциплин естественнонаучного цикла и формировании ключевых компетенций будущего специалиста играет организация исследовательской работы.

А.В.Леонтович выделяет в исследовательской деятельности основные этапы, характерные и для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; его анализ и обобщение; собственные выводы [1].

Тематика исследовательских работ по дисциплинам естественнонаучного цикла разнообразна. Обязательно учитываются интересы студентов, его возрастные способности и интеллектуальные возможности. За период с 2016 года совместно со студентами были выполнены исследования следующего содержания:
1. Исследование методов получения мыла в домашних условиях
2. Исследование табачного дыма и его влияние на здоровье человека
3. Исследование снега, как показателя экологического состояния окружающей среды
4. Исследование возможности использования биоиндикатора – одуванчика обыкновенного для определения экологического состояния окружающей среды (на примере микрорайона 46Б)
и т.д.
5. Исследование по вопросу выявления ведущего полушария

В ходе выполнения исследования обязательно изучение теоретического материала по данному вопросу. Это помогает сориентировать студента в дальнейшей работе и в то же время позволяет развивать навыки работы с различными источниками информации, что является важной составляющей дальнейшей профессиональной деятельности. Далее на основании изученного материала выдвигается гипотеза исследования, определяются цель и задачи исследования. Обязательно подбираются методы и методики исследования. Методики тщательно изучаются для дальнейшей работы. На следующем этапе производится сбор материала и выполняется экспериментальная часть. Сбор и обработка материала, проведение опытов самая интересная часть исследовательской работы. Студенты с удовольствием выполняют ее. Очень часто это кропотливый труд: собрать семена одуванчика, подсчитать количество семян одуванчика, измерить длину семян одуванчика, профильтровать большие объемы талого снега, провести посев семян для биотестирования, ежедневно измерять длину проростков и т.д. И самое главное, на мой взгляд, в любой работе это провести необходимые расчеты (вычисления ошибок статистических характеристик, определение энергии прорастания семян, и т.д.), проанализировать полученные результаты и сделать рациональные выводы. Выводы всегда строятся на изученном материале, на полученных результатах. Умение проанализировать полученные результаты, сделать выводы помогает в дальнейшей профессиональной деятельности студента, например, более мобильно перестраиваться при изменении методов и технологий, при выборе оптимальных методик выполнения работы и т.д.

Обязательным этапом данной работы является защита исследовательской работы в рамках научно-практических конференций различного уровня. Опыт публичных выступлений способствует формированию общих компетенций и необходим в будущей профессиональной деятельности.

Применение методов исследовательской деятельности в процессе учебного познания ставит студента на доступном для него уровне в положение, требующее от него не только усвоение готовых знаний, но самостоятельного исследования. Познавательная деятельность студента приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть в ходе работы студенты не делают новых открытий, но повторят путь ученого от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Именно исследовательский подход в обучении делает студентов творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Эта способность поможет им в дальнейшем более полно реализовывать свои возможности в профессиональной деятельности.

Список использованной литературы
1. Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_amj1t.html

Изображение от Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar