- 13.05.2022
- 5983 Просмотра
- Обсудить
ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж», г. Архангельск, Архангельская область
Аннотация: В данной статье отмечена важность воспитательных целей во время учебного процесса в колледже. Рассмотрены основные аспекты реализации воспитания в модуле «Учебная деятельность» на примере отдельных дисциплин в «АМК».
Ключевые слова: воспитательные цели и задачи, модуль «Учебная деятельность», гуманно-личностный характер обучения, интерактивные методы, коллективные виды деятельности.
В настоящее время достичь реализации требований общих компетенций, установленных ФГОС СПО, невозможно без развития высоконравственной личности, о чем говорится в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
В Архангельском медицинском колледже с 2021 по 2025 г. уже реализуется рабочая программа воспитания, в которую входит модуль «Учебная деятельность», являющийся частью основной профессиональной деятельности СПО для всех специальностей.
Как было сказано ранее, модуль «Учебная деятельность» и воспитательный процесс в колледже организованы на основе рабочей программы воспитания, сформированной на период 2020-2021 гг. и реализуется с учётом традиций воспитания: гуманистический характер воспитания и обучения: приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, патриотизма, взаимоуважения, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, бережного отношения к природе и окружающей среде, любви к Родине и семье; развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; демократический государственно-общественный характер управления образованием.
Итак, остановлюсь на воспитании в ходе учебной деятельности, и какие личностные результаты при этом достигаются.
Воспитание и развитие – это непрерывный процесс, который происходит независимо от того, применяет педагог усилия или нет. Насколько успешной будет эта работа, зависит от преподавателя. В отличие от воспитательных и развивающих целей обучение характеризуется вполне определенными не только качественными, но и количественными показателями. Развитие и воспитание студента осуществляется медленнее, чем процесс его обучения, и это зависит, прежде всего, от правильно организованного обучения.
Воспитательные цели - это цели как образования, так и общества в целом, которые преподавателю необходимо реализовывать из урока в урок. В настоящее время обучение принимает все более гуманно-личностный характер, становясь на самом деле воспитывающим, при котором устанавливается духовная связь между приобретением обучающимися знаний, умений, навыков, компетенций и формированию у них эмоционально – целостного отношения к окружающему миру, друг другу, а также к материалу урока, который они должны усвоить.
Учебное занятие отличается неповторимыми возможностями воздействовать на развитие многих качеств личности обучающихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование технологий обучения, содержания учебного материала, форм организации учебной деятельности для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, и других качеств личности студента. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
По мнению известного советского психолога С. Л. Рубинштейна воспитание любого качества, любой черты характера должно проходить через следующие стадии: возбуждение - побуждение (подкрепление) - генерализация.
Поэтому и формулировки воспитательных целей для преподавателя на конкретных занятиях могут приобретать соответствующее выражение:
- вызвать заинтересованность в …,
- пробудить любознательность;
- возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
- побудить обучающихся к активности;
- закрепить уверенность в … и т. п.
Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики обучающихся.
Для того, чтобы воспитывать на занятии, содержание учебной дисциплины должно быть соответствующим образом подготовлено, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через достижение воспитательных целей.
Таким образом, усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, сможет существенно повысить воспитательный потенциал учебных дисциплин и тем самым обеспечить успешное решение воспитательных задач. Это можно реализовать в процессе педагогического общения, в использовании активных методов обучения, побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности.
Остановлюсь на практической реализации целей и задач программы воспитания в колледже на 2021-2025 г. на примере занятий цикла ОГСЭД. Воспитательные задачи выполняются в процессе педагогического общения, в использовании активных методов обучения, побуждающих студентов проявить себя в совместной деятельности, принять оценочное решение.
Педагоги иностранных языков активно используют на своих занятиях интерактивные методы, такие как «Плакат на стене», «Пазл», «Карта разума» и др., которые позволяют актуализировать уже имеющиеся знания по теме с их последующей систематизацией, развивать навыки самостоятельной учебной деятельности, творческого и критического мышления. Ролевые игры, также применяемые на учебных занятиях, дают возможность каждому обучающемуся осуществить профессиональную деятельность или её элемент в соответствии с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде. Так образовательная методика симуляция предусматривает интерактивный вид деятельности, «погружение в среду» путём воссоздания реальной клинической картины полностью или частично, при этом без риска для пациента.
Наши студенты готовятся стать медиками, поэтому сценарии ролевых игр ведутся с учетом их профессиональной направленности. Студентам предлагается разыграть ситуации, где они выступают в роли врачей, пациентов, медсестер, фармацевтов, работников регистратуры и т.д.
Коллективные виды деятельности способствуют приобретению навыков работы в коллективе, умения управления коллективом. Например, преподаватели информатики на занятиях используют различные сервисы:
Google - для организации работы над общим документом или презентацией;
Miro - для организации совместной работы на виртуальной доске;
Canva, Genially - сервисы для создания интерактивных презентаций, плакатов и буклетов. Важное актуальное значение при этом имеет и самостоятельная работа, вырабатывающая способность принимать решение и навыки самоконтроля.
Необходимо отметить, что воспитательные задачи во время учебных занятий выполняются в скрытой формы и в открытой форме. Скрытая форма воспитательного процесса представляет собой воздействие всей организации, всего хода педагогического процесса на становление личностных качествах студентов. Так, например, соблюдение учебной дисциплины преподавателем, демонстрация преданности науке, заинтересованность в успехе студентов, правильная речь, хорошие манеры и т.д. – все это имеет положительное воспитательное значение и формирует у студентов добросовестность, исполнительность, трудолюбие, ответственность и другие положительные качества. Студент неосознанно перенимает данные черты у преподавателя.
Воспитание в открытой форме – это целенаправленное воздействие содержанием учебной дисциплины на становление личности студента. Например, решение проблем, исследовательская работа формируют у студентов умение аргументировать, самостоятельно мыслить развивает профессиональные умения, творчество.
Таким образом, через учебные дисциплины можно решать многие воспитательные задачи. В результате изучения гуманитарных дисциплин формируются мировоззрение и ценностные ориентации студентов. Естественные дисциплины способствуют выработке интеллектуальных умений, научного мышления. Профессиональные дисциплины формируют умение использовать полученные ранее интеллектуальные умения, развитие творческих начал.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о неделимости обучения и воспитания, которые представляют собой единый процесс целенаправленного формирования личности специалиста. Образование не может сводиться исключительно к передаче знаний, оно должно выполнять и такие функции, как формирование ряда личностных качеств
Список литературы
1. Булатова, О. С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 207с.
2. Приказ от 10.11.2021 № 1020 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566284989
3. Рабочая программа воспитания по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело УГС 31.00.00 Клиническая медицина: по состоянию на 23.08.2021г.- Архангельск, 2021.- 34с.
4. Рекомендации по формулировке целей занятий // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://student39.ru/lector/recomendacii/
5. Развивающие и воспитательные цели урока // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/razvivayuschie-i-vospitatelnie-celi-uroka555829.html
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.