Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Сентябрь » 10

Эффективность применения интерактивных методов на уроках русского языка в образовательной организации СПО

Шибанова Ирина Александровна
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нижневартовский политехнический колледж"

Аннотация. Данная статья исследует эффективность применения интерактивных методов на уроках русского языка в образовательной организации среднего профессионального образования (СПО). Интерактивные методы обучения активизируют учебную деятельность студентов, индивидуализируют обучение и способствуют использованию современных технических средств. Они также развивают коммуникативные навыки, мотивацию, критическое мышление и самостоятельность у студентов. В статье рассматривается важность применения интерактивных методов на уроках русского языка в образовательной организации СПО для повышения эффективности обучения и подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: интерактивные методы, русский язык, образовательная организация, среднее профессиональное образование, эффективность, учебная деятельность, индивидуализация, технические средства, коммуникативные навыки, мотивация, критическое мышление, самостоятельность, профессиональная подготовка.


Стремительное развитие информационных технологий диктует изменение традиционной системы образования как в школе, так и в учреждениях среднего профессионального образования. Потребности общества растут и постоянно изменяются, определяя цель педагогической деятельности преподавателя как формирование у учащихся способности успешной социализации, а также эффективной адаптации на рынке труда [7, с. 56]. Снижение интереса молодёжи к русской классической литературе по причине увлечённости сериалами, комиксами, ток-шоу и реалити-шоу приводит к тому, что снижается качество владения русским литературным языком, возникают трудности при коммуникации, уменьшается количество и разнообразие форм самовыражения и естественного прямого общения студентов.

В современном образовании все большую популярность приобретают интерактивные методы обучения. Они предлагают интеграцию технологий и активного взаимодействия учащихся, что способствует более эффективному усвоению знаний. В данной статье рассмотрена эффективность применения интерактивных методов на уроках русского языка в образовательной организации среднего профессионального образования (СПО).

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка в СПО имеют несколько преимуществ. Во-первых, они активизируют учебную деятельность студентов. Вместо пассивного слушания лекций студенты участвуют в диалогах, дискуссиях и групповых заданиях. Это способствует развитию коммуникативных навыков и позволяет студентам лучше усваивать материал [3, с. 212].

Во-вторых, интерактивные методы позволяют индивидуализировать обучение. Преподаватели могут создавать разнообразные задания, учитывая потребности и уровень подготовки каждого студента. Это помогает студентам лучше понимать и применять изучаемые языковые явления.

Третье преимущество интерактивных методов на уроках русского языка в СПО – это активное использование современных технических средств обучения. Компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные материалы позволяют делать уроки более наглядными и интересными. Это повышает мотивацию учащихся и способствует более глубокому усвоению материала [1, c. 15].

Средние профессиональные учебные заведения нуждаются в модернизации, предполагающей разработку и использование новейших педагогических средств, методов и приемов организации учебного процесса и его эффективного управления.

Так можно говорить о современном этапе развития среднего профессионального образования как удовлетворяющем насущные потребности общества и связанного с научным прогрессом. [2, с. 78].

Кроме того интерактивные методы способствуют развитию самостоятельности и творческого мышления обучающихся. Они активно участвуют в процессе обучения, выдвигая свои идеи и решая поставленные перед ними задачи. Это важно для профессионального развития, успешной адаптации на современном рынке.

Интерактивные методы позволяют преодолеть барьеры в процессе обучения русскому языку у студентов, которые не владеют русским языком. Благодаря разнообразию игр, коммуникативных и обучающих заданий студенты получают возможность улучшить произношение и грамматические навыки.

Методы интерактивного обучения также способствуют установлению доверия и взаимопонимания между студентами и преподавателями. Вместо традиционного иерархического обучения студенты вступают в диалог, обмениваются мнениями для достижения общей цели. Это способствует формированию у них социальных и коммуникационных навыков, имеющих важное значение для современного общества.

Однако эффективность использования интерактивной технологии на уроке русского языка зависит от уровня профессионализма педагогов. Им нужно быть готовыми к новым технологиям, обладать необходимыми навыками для организации и проведения интерактивных уроков.

Интерактивные методы уже доказали свою эффективность и пользуются все большей поддержкой со стороны образовательного сообщества. Они способствуют более быстрому и качественному усвоению языка, формированию разносторонних умений и подготовке студентов к работе в сфере образования. Поэтому рекомендуется применять интерактивные методы на занятиях по русскому языку в образовательных организациях СПО, чтобы добиться лучших результатов.

Русский язык в заведениях среднего профессионального образования – это учебный курс, включающий в себя в обобщённом виде всё, чему студенты научились на уроках русского языка в школе, в предшествующих классах. Содержание учебного предмета структурировано на основе компетентностного подхода, включающего овладение коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенциями.

Языковая компетенция подразумевает анализ студентами речевого опыта, а также знаний науки о языке, проработку понятийной базы учебного предмета. Она направлена на образование языковых умений и навыков - опознание материала, классификацию и рассмотрение языковых явлений.

Коммуникативная компетенция заключается в способности анализировать речевые ситуации и, опираясь на анализ, подбирать программу речевого поведения: вербальную и невербальную [4, с. 124].

Также стоит отметить, что эффективность применения интерактивных методов на уроках русского языка в образовательной организации СПО проявляется не только в улучшении усвоения материала, но и в росте мотивации студентов к изучению языка. Интерактивные методы делают уроки более интересными, разнообразными и практически значимыми. Студенты видят практическую применимость изучаемого материала в реальной жизни, что стимулирует их активное участие и желание продолжать развиваться в этой области.

Кроме того интерактивные методы на уроках русского языка в СПО способствуют формированию ключевых компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном обществе. К ним относятся коммуникативные, критическое мышление, сотрудничество, творческое мышление и другие навыки. Интерактивные уроки создают благоприятную среду для развития этих компетенций, так как студенты активно общаются, анализируют информацию, принимают решения и решают проблемы в коллективе.

Наконец, стоит подчеркнуть, что применение интерактивных методов на уроках русского языка в образовательной организации СПО способствует развитию саморефлексии и самооценки у студентов. Они становятся более ответственными за свое обучение, анализируют свой прогресс и развивают стратегии для дальнейшего улучшения. Это важно для их профессионального роста и самореализации.

Основная деятельность преподавателя русского языка должна заключаться в развитии, воспитании и обучении студентов и осуществляться при помощи обучающих методов и приёмов, цель которых заключается в овладении студентами перечисленных компетенций.

Метод обучения (от греч. methodos - путь исследования) - это главный компонент занятия, тесно связанный со всеми его другими компонентами. Педагог располагает несколькими методами обучения, каждый из которых является способом преподавания, с помощью которого студенты усваивают новые знания, умения и навыки и развивают познавательные способности [6, с. 17].

Очень важно отметить эффективность использования интерактивных методов на занятиях по русскому языку в образовательных организациях СПО, а также повышению уровня участия студентов в процессе обучения. Интерактивные методы создает условия для активной участия всех студентов, которые способствуют их самостоятельной и продуктивной подготовке. Студенты активно участвуют в обсуждении тем, задаются вопросами, аргументируют свою точку зрения, предлагают свою идею.

Также интерактивные методы на русском языке в СПО помогают развивать ключевые компетенции, такие как критический смысл, решение задач, творческий смысл и коммуникацию. Студенты обучаются анализу информации, разработке собственных решений, выражению своих мыслей и идей и работе в коллективе. Это важнейшие навыки для успешного выполнения профессиональных задач.

Интерактивные методы на уроках русского языка также помогают развивать критическое осмысление информации. Студенты изучают анализ текстов, оценивают надежность и достоверность информации, аргументируют свое мнение и решают обоснованные вопросы. Эти знания помогут не только в изучении русского языка, но также и в повседневной жизни.

Кроме того, использование интерактивных методов на занятиях по русскому языку способствует развитию творческих способностей обучающихся. Они дают студентам возможность искать новые и оригинальные решения, развивать творческое мышление и выразить свои идеи языком. Это способствует развитию личности студентов и проявлению индивидуальности.

При этом эффективность использования интерактивного метода на уроках русского языка в образовательном учреждении СПО свидетельствует о повышении мотивации обучающихся к обучению языку. Интерактивные методы делают урок более интересным и живым. Студенты ощущают себя активным участниками учебного процесса, а не просто пассивными слушателями. Это помогает укрепить их интерес к изучаемым материалам и создать положительную атмосферу на занятии.

Говоря о самых продуктивных, перспективных технологиях образования, которые позволяют реализовывать учебный процесс по направлению практической профессиональной подготовки, необходимо рассматривать коммуникативное, личностное и профессионально ориентированное обучение русского языка в среднем профессиональном образовании.
Интерактивные методы также помогают развивать у студентов навыки взаимодействия и коллективной работы. Задания, которые требуют совместных решений и обсуждений, помогают развивать навыки групповой работы, адаптацию к коллективу, умение договориться. Это имеет важное значение для будущего профессионального развития студентов, поскольку коллективная работа, умение эффективно взаимодействовать со своими коллегами – неотъемлемые компетенции на современном трудовом рынке.

Также стоит отметить, что интерактивные методы на уроках русского языка способствуют развитию навыков самоорганизации и самостоятельного обучения у студентов. Когда студенты активно участвуют в уроке, ставят себе цели и задачи, самостоятельно исследуют материал и находят ответы на вопросы, они развивают свою самодисциплину и ответственность. Эти навыки пригодятся им не только в учебном процессе, но и во всей жизни.

Таким образом, применение интерактивных методов на уроках русского языка в образовательной организации СПО является эффективным подходом. Они активизируют учебную деятельность студентов, индивидуализируют обучение и использование технических средств обучения. В результате, студенты лучше усваивают материал и развивают навыки, необходимые для применения русского языка в профессиональной сфере.

Список литературы:
1. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2019. № 3.
2. Болотнова Н.С. Новое в методике преподавания русского языка в вузе и школе // Вестник ТГПУ. 2017. № 1.
3. Горбулинская Е.И. Методика преподавания русского языка в выпускных классах // ИСОМ. 2019. № 4.
4. Долгокирова В.Г. Методы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новых стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. Т. 30.
5. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2022. № 6.
6. Кенжегулова А.А. Инновационные методы преподавания русского языка и литературы // Вестник Актюбинского университета им. С. Баишева. 2021. № 2 (32).
7. Привальская А.О. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2020. №3.

Изображение от Freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar