Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Май » 19

Информационно-коммуникационные технологии в проектной и исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования

Гаевская Элина Сергеевна,

преподаватель

ГАПОУ МОК им. Виктора Талалихина

г. Москва

Аннотация: В статье обосновывается использование ИКТ на всех этапах проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное направление дополняется также рассмотрением учебных проектов, как компонента системы образования, которое открывает большие возможности для развития самостоятельного, критического мышления обучающегося, формирования у него определенных личностных качеств. Умение студентов добывать знания самостоятельно, находить информацию и работать с ней, не менее важно, чем и прочность приобретаемых знаний, потому, что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься в дальнейшем.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, проектная и исследовательская деятельность, Интернет, критическое мышление, электронные библиотечные системы (ЭБС), информационная грамотность.

 

Современное развитие образования характеризуется сильным влиянием на него информационных — коммуникационных технологий, проникающих во все сферы учебной деятельности и значительно повышающих её эффективность.

Кроме того, ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Информационные технологии в обучении позволяет рассматривать обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса, педагог перестает быть основным источником информации, теперь основной целью его стала активизация познавательного интереса и аналитических устремлений студента.

Информационно-коммуникационные технологии (то есть системы приемов    деятельности      с   привлечением      всех   возможностей компьютера) получили применение в проектной и исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования.

Использование ИКТ целесообразно на всех этапах исследовательской деятельности.

Так, работа начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой студентом. Заинтересовавшись проблемой, он пытается найти информацию и обращаться за ней в Интернет. На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах сети Интернет,  студент делают обзор литературы, анализируют полученную информацию.

Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны, но среди всего этого множества информации действительно ценной, оригинальной и достоверной может быть достаточно малое количество. Поэтому проблема поиска необходимой информации в Интернете – одна из главнейших для современного студента.

В социальных сетях существуют различные сообщества, где публикуется актуальная информация и ссылка на достоверный источник.   

Для студента сеть Интернет дает практически безграничные возможности для самообразования, но при формировании у студентов навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, важным становится научить их критически мыслить и выбирать в большом потоке информации достойный источник, проверять его достоверность, сопоставлять несколько информационных источников.

Поисковые средства справочного типа позволяют ориентироваться в ресурсах Интернета в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь от общего к частному, менять иерархические ветви и т.д.

Среди российских разработок в этой области мы знаем такие как Википедия.

Эти ресурсы не могут являться полноценными заменителями книг, все же они позволяют быстро отыскать ответ на конкретный вопрос, но для достижения наиболее полных результатов следует применять справочники и поисковые системы в сочетании друг с другом.

Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Необходимо уделять специальное внимание педагогов-консультантов, преподавателей информатики, библиотечных работников, родителей формированию навыков у студентов поиска информации в сети Интернет.

Далее, поиск литературы является важным компонентом исследовательской работы студента. Один из вариантов поиска – библиотеки, в том числе электронные библиотечные системы (ЭБС).

В соответствии с ФГОС важно обеспечить каждого студента доступом к электронно-библиотечной системе (ЭБС), включающей издания, используемые для информационного и научно-исследовательского процесса, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет.

К наиболее распространенным электронно-библиотечным системам относятся:

«Лань» (e.lanbook.com), eLIBRARY.ru, Znanium.com., Springer, IPRbooks, ЭБСКО и международные базы данных издательства Эльзевир: ScienceDirect, Scopus.

Крупные российские библиотеки:  Российская национальная библиотека (РНБ), Санкт-Петербург URL: https://www nlr.ru/., Российская государственная библиотека (РГБ), Москва URL: https://www rsl.ru /. [4 , с. 19 ].

В ЭБС представлена учебная, научная литература (монографии, материалы конференций), периодические издания за последние годы, что позволит студентам провести полноценный анализ по интересующей теме, особенно при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Основными принципами ЭБС являются: многообразие учебной и научной литературы; доступ к ресурсам в любое время из любого места, где есть Интернет.

Для дальнейшего хода исследовательской работы студент может использовать различные офисные пакеты приложений, такие, как MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др.

Например, программы MicrosoftOffice позволяют структурировать информацию, создавать схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые необходимы как на начальном этапе проекта, так и на заключительном, когда предоставляется готовый продукт.

Основными прикладными программными продуктами являются системы подготовки текстов, табличные процессоры (Microsoft Word), системы создания презентаций (Power Point), графические редакторы (Paint, Corеl Draw).

Студенты часто применяют компьютерную программу Microsoft Excel. Данная программа может использоваться для математической обработки полученных результатов, построения диаграмм. Результаты исследования заносятся в электронные таблицы, что позволяет систематизировать полученные данные.    

Многие из перечисленных технологий существенно облегчают не только сбор информации, ее обработку, но и оформление готового проекта.

Мультимедиа технологии дают возможность представлять уже результаты проектно-исследовательской работы с помощью фото, видео, графики, анимации, звука в виде презентаций.

Одним из наиболее доступных и удобных инструментов является программа пакета Microsoft Office – Power Point.  Программа позволяет подготовить материалы к демонстрации, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого. Презентация содержит не только таблицы, диаграммы, а также цифровые фотографии, иллюстрирующие отчет о проделанной работе.

Студенты умеют использовать все инструменты программы для создания презентаций.  Но педагог обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание студента на содержание работы.

При подготовке презентаций формируются важнейшие навыки работы с информацией: критическое осмысление, выделение главного в сообщении, систематизирование и обобщение, грамотное представление и оформление проекта в рамках единого стиля.

Заметим, что мультимедийные средства обучения позволяют развивать у студента образное мышление и эмоциональную память.

Использование ИКТ полезно и для распространения результатов исследования, ведь публикация презентации, статьи представляет собой доступный способ обмена опытом.

ИКТ в образовании прочно закрепились и зарекомендовали себя как результативные методы обучения.

Вот некоторые возможности использования информационных технологий в проектной и исследовательской деятельности:

1. для поиска литературы: в Internet, различных поисковых системах (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, и т.д.); в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;

2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, цитирования.

3. для хранения и накопления информации (CD-DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски).

4. для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook).

5. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (Promt XT Professional), с использованием электронных словарей (Abbyy Lingvo 7.0.).

6. для обработки и воспроизведения графики и звука.

проигрыватели: Microsoft Media Player, Winamp, Apollo, WinDVD;

программы для просмотра изображений: PhotoShop, CorelDraw; программы для создания схем профессионального уровня, чертежей и графиков: Visio, Компас -3D.

7. для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта).

8. для пропаганды результатов исследования (выступления в видео-форумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Одним из способов повысить уровень информационной культуры студентов с учётом современных требований к уровню информационной грамотности позволяет проектная и исследовательская деятельность, которая становится все более актуальной в современной педагогике.

И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной, высокомотивированной, поисковой и познавательно-трудовой деятельности студентов формируются и соответствующие качества личности.

Таким образом, при выполнении проектной и исследовательской работы студент должен уметь:

-определять информационные потребности для решения конкретной задачи;

-использовать информационные ресурсы с учетом существующих законодательных и этических норм;

-получать доступ к информационным ресурсам;

-давать профессиональную оценку информации;

-использовать найденную в мировых ресурсах информацию при решении профессиональных задач.

Надеемся, что процесс становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в информационно-образовательное пространство, который сопровождается существенными изменениями всего образованного процесса, будет способствовать и гармоничному вхождению студентов в информационно - коммуникативное общество.

 

Список литературы

1.Волков, Ю.Г. Самостоятельная работа студентов: практическое пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский, А.В. Верещагина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.book.ru/book/935524

2.Игнатова, И.Б., Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения. Историко-педагогический анализ / И.Б. Игнатова, Л.Н. Сушкова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.teoria‐practica.ru/‐1‐2011/pedagogika/ignatova‐sushkova.pdf

3.Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник / Е.В. Филимонова. – М.: КНОРУС, 2018.

4. Куклина, Е.Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие / Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 235

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar