Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Январь » 26

Использование кластер - технологии на уроках обществознания

Григорьян Эллада Абеловна
ГБПОУ "Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства"

Современная система образования ориентирована на формирование у студентов самостоятельного мышления.

Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие обучающихся.

Я хочу поделиться своими наработками использования одного из приёмов критического мышления - приемом представления информации в кластерах на уроках обществознания.

Как помочь студенту – первокурснику усвоить и понять тему урока?. Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Обучающиеся плохо запоминают, не умеют чётко без боязни высказывать своё мнение. Приходилось постоянно добиваться восприятия информации на понятийном уровне. Вот тогда появилось желание создать им подсказки. Передо мной встала задача - оказать помощь студентам в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную). В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы развивать в студентах активную, смелую, решительную личность, которая умеет сама добывать знания.

Критическое мышление развивается в три этапа:
- Вызов. Здесь педагог активизирует обучающихся, вовлекает класс или группу студентов в процесс. Цель этого этапа – выявить и проговорить факты по заданной теме, а главное ­– поставить вопросы, на которые пока не получается найти ответы, обладая лишь имеющимися фактами.
- Осмысление. На этом этапе происходит организация деятельности с источниками –видеороликами, презентациями, текстами, а также анализ и обобщение выясненных фактов.
- Самоанализ. На этой стадии все названные в начале занятия и только что появившиеся факты прорабатываются в креативной работе и подводятся итоги.

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний. Кластер – это гибкий многофункциональный метод, который может применяться на всех трех стадиях урока для изучения новой темы, закрепления, повторения и контроля

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация.

«Кластер» — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер оформляется в виде «грозди». В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг центрального понятия могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Кластер может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Составление моей методической копилки идёт в два этапа.

Первый этап - произвольный. Ребята сами составляют кластер, используя свои знания, он может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого студента при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Выбирается самый лучший вариант и закрепляется на втором этапе.

Второй этап - рабочий. Ребятам раздаются карточки с пустыми кластерами, они должны их заполнить. При закреплении работают индивидуально, при повторении работают в группах и парах. Можно готовый кластер разрезать и дать задание для групповой работы составить по заданной теме.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.

Особенности метода кластера заключаются в следующем:
- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;
- объективная оценка

Хочу отметить, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что студенты учатся самостоятельно систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Таким образом, мы создаём ситуацию успеха как один из способов повышения мотивации студентов, что ведет к повышению качества знаний на уроке. А успех на уроке – это завтрашний успех в жизни. Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя… Радость успеха может померкнуть».
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar