Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Сентябрь » 2

Способы формирования коммуникативной компетенции на примере проектной деятельности на занятиях иностранного языка

Гаврищук Ирина Александровна
ГОУ ВО МО ГГТУ Промышленно-экономический колледж

Введение
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций при обучении иностранному языку важную роль играет коммуникативная компетенция.

Говоря о компетенции в целом, следует отметить, что в переводе с латинского языка, она представляет собой круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Коммуникативная компетенция – это не личностная характеристика человека, ее сформированность проявляется в процессе общения. Другими словами, коммуникативная компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Именно коммуникативная компетенция является основополагающей, когда речь идет о социализации студентов в колледже. Социализация – это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями, т.е. формирование личности под воздействием всех средовых факторов. Социализация студентов в колледже не является процессом пассивного усвоения «образовательной программы»,- она связана с активным, деятельным участием самого человека в этом процессе.

Способы успешной социализации

Мы, преподаватели иностранного языка, на своих занятиях стараемся не просто давать студентам материал для пассивного заучивания и дальнейшей проверки, а вовлекать обучающихся в совместную деятельность, которая способствует формированию коммуникативной компетенции и социализации их в коллективе.

Самый распространенный вид работы на занятии иностранного языка – работа с текстом. Можно просто перевести текст и выполнить ряд упражнения на понимание прочитанного, но можно и по-другому. Я практикую обсуждение прочитанного текста так называемое аналитическое чтение. Для этого я подбираю тематический текст, который будет интересен для моих студентов. Мы отрабатываем его для всеобщего понимания и владения, а на итоговом уроке я задаю вопросы по прочитанному тексту, прошу высказать своё мнение и отношение к прочитанному, согласие или несогласие по определенным пунктам. Придумываю ситуации для диалоговой беседы и групповые задания. Студенты, вовлекаясь в обсуждение задают вопросы друг другу вопросы и, с удовольствием вступают в дискуссию. Так был построен урок о стрессах у подростков. На уроке мы определили причины, которые вызывают стресс у подростков, назвали способы борьбы со стрессами, причем выявили приемлемые и неприемлемые способы. Ребята назвали, какими способами каждый из них пользуется, борясь со своими проблемами. Затем были разыграны диалоговые ситуации, когда друзья делятся своими неприятностями и дают советы друг другу как с этим можно бороться. А закончили мы урок на оптимистической ноте, что все проблемы решаемы, нужно твердо верить в это, сохранять хорошее настроение и искать надежные пути решения. Разве подобные беседы не проводят социальные педагоги и психологи, не организуют они анкетирование и тестирование, чтобы вявить социальные качества студентов. Многие социально значимые качества формируются в образовательном процессе. Подобные занятия я проводила о вреде курения, тогда урок назывался “Smoking and Cance” (Курение и рак), “What is a businesswoman nowadays” ( О деловой женщине в современном мире), но это уже на старших курсах, когда речь идет о профессиональном становлении студентов.

Результаты социализации студентов выражаются в том, насколько студент принимает и соблюдает требования учебного заведения, насколько студент успешен в учебе, активен во внеучебной студенческой жизни.

Во внеучебной деятельности мы широко используем проектную технологию как средство социализации студентов. Выполнения тематических проектов является одним из наиболее эффективных видов работы. Студенты получают индивидуальные, парные или групповые задания, причем задания могут быть как научно-исследовательскими, так и творческими. Каждый студент 1курса выполняет индивидуальный проект по выбранному им предмету. В этом учебном году 2 студентки, выбравшие иностранный язык для выполнения проекта, выступили на Научно-практической конференции молодых ученых «Студенческая весна Подмосковью» и заняли 2 и 3 места. Одна из этих студенеток принимала участие во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России».

Студенты - народ находчивый, изобретательный и очень креативный. А , сплачиваясь вместе, общаясь друг с другом они создают великолепные проекты. Уже не первый год наши студенты успешно принимают участие в конкурсе «Моя будущая профессия» на английском языке, где будущие системные администраторы, электрики и бухгалтеры рассказываю на английском языке о том, какой бы они хотели видеть свою будущую профессию, сопровождая свой рассказ презентациями, видео или выступлениями другого вида. Наш колледжный вокальный ансамбль, который выступает на фестивалях песни на иностранном языке. Студенты создали свой инструментальный ансамбль, готовясь к одному из таких фестивалей и заняли первое место с песней “Behind blue eyes”.

Многие вокальные выступления сопровождаются танцевальными номерами, которые также готовят наши студенты. Конечно, всем этим выступлениям и реализованным проектам предшествует тщательная работа преподавателей как по иностранному языку, так и по сплочению обучающихся, созданию комфортных условий работы коллектива социализации студентов в данном коллективе. Но, когда раскрываются самые замкнутые и необщительные студенты, когда они начинают показывать великолепные результаты в совместной работе. Разве это не высшее наслаждение для преподавателя.

Заключение
Сегодня, в век развития коммуникационных технологий, знание иностранного языка необходимо каждому. На уроках английского языка мы формируем коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность студентов осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также друг с другом.

Функция преподавателя в данном случае рассматривается как роль создателя условий для коммуникации студентов, наставника, посредника в их совместной работе. Данная позиция может значительно преобразовать образовательный процесс и положительно повлиять на социализацию студентов, облегчить и ускорить её.

Литература:

1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки// Высшее образование в России. 2010. № 3.
2. Андреева Д. А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, — А.: Человек и общество, 2014. С 79–81.
3. Арискин М. В. Проблема занятости молодежи и пути ее решения //Болдырев С. А., Арискин М. В., Медведева Л. М., Дмитриева Н. Е./Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 11–12 (45–46). С. 21–23.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar