- 29.03.2023
- 3739 Просмотров
- Обсудить
ТОГБПОУ "Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова"
Проект наставничество: «Педагогическая инвестиция»
Год внедрения — 2020 год
Субъект РФ – Тамбовская область
Организация – ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова»
Место реализации - ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова»Тамбовская область, г.Мичуринск ул.Турбинная, д.3, 393760
Мичуринский центр организации работы железнодорожных станций – станция Раненбург, г. Мичуринск ул. Красная д 77, 393760
Ответственное лицо – Федулова Марина Владимировна
Аннотация:(проблема, механизм, способы и методы решения, востребованность)
Самая мощная и всесторонняя теоретическая подготовка не заменит студенту умений и навыков, приобретенных старым добрым методом наставничества, убедительно доказавшим свою эффективность. Качественное решение проблем технического образования на сегодняшнем этапе возможно посредством стратегии внедрения и развития целевой модели наставничества по интегрированной форме «Преподаватель-студент» - «Работодатель-студент» и инновационной форме наставничества при закреплении молодого специалиста на рабочем месте «Куратор-Работодатель-Молодой специалист».
В ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова» по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте создана эффективная практика организации наставничества в работе с обучающимися как в процессе обучения, так и при прохождении всех видов практики, и впоследствии после трудоустройства и закреплении на рабочем месте в рамках поэтапной системы погружения «в работу» и реализации индивидуального плана карьерного роста «Из кабинета колледжа - в кабинет начальника железнодорожной станции».
Актуальность:(новизна, успешность)
Наставничество в системе образования, в настоящее время, является его неотъемлемой частью. В 2023 году в связи со стремительным ростом интереса к наставничеству и проведением в Российской Федерации Года педагога и наставника представляем практику наставничества молодежи при объединении усилий предприятия, власти и общества.
Развитие института наставничества – задача государственного уровня по реализации национального проекта «Образование», это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам, сложная, многогранная работа.
На региональном уровне разработано нормативно-правовое обеспечение целевой модели наставничества, основанное на базовых принципах и задачах наставничества, с одной стороны, и учитывающее специфику профессиональной образовательной организации – с другой стороны. Система нормативно-правовых документов представлена в Приложении 2. Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость.
Именно поэтому в ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова» успешно реализуется программа «Наставничество для профессионалов будущего», направленная на достижение контрольных точек региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы».
Практика Железнодорожного колледжа описывает модульную систему подготовки кадров, профессиональной устойчивой мотивации и адаптации молодых специалистов на предприятии через инструменты наставничества, корреляцию продуктивного сотрудничества образовательной и производственной сферы.
Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» в качестве важнейшего актива компании рассматривается персонал. Учитывая масштаб деятельности и статус ОАО «РЖД», как крупнейшего работодателя страны, одним из основных приоритетов компании является проведение сбалансированной кадровой политики.
Начиная с первого курса теоретического обучения в Железнодорожном колледже и продолжая на старших курсах при прохождении практики на предприятии, студент может прочувствовать на себе всю ответственность работы на железной дороге и погрузиться в профессиональное сообщество, построить карьерный маршрут «Из кабинета колледжа - в кабинет начальника железнодорожной станции».
По совету наставника и направлению преподавателя выпускники колледжа гарантированно трудоустраиваются на высокооплачиваемые должности в ОАО «РЖД». Так, студент четвертого курса, обучающийся по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте, был направлен в центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3) для трудоустройства. Последовав совету наставника и личному опыту работы куратора на данной станции, принял решение начать свою деятельность в РЖД со станции Раненбург ЮВЖД в должности дежурного по станции, приступив к работе в сентябре 2021 года.
ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова» много лет успешно сотрудничает с Мичуринским центром организации работы железнодорожных станций (далее ДЦС-3), настроено продуктивное кадровое партнерство для качественного формирования молодых профессионалов и поддержки выпускников при закреплении на рабочих местах на основе договорных отношений. С этой целью в колледже функционирует «Бюро по содействию в трудоустройстве» и основной целью является эффективное трудоустройство выпускников, их адаптация на рынке труда посредствам создания благоприятных условий, в т.ч. модели наставничества.
Цель практики:
-выстроенная система взаимодействия профессиональной образовательной организации и организаций-работодателей при внедрении системы наставничества для качественной подготовки специалистов и динамичного развития железнодорожной отрасли в условиях постоянного совершенствования техники и технологий.
Задачи практики:
-реализация наставнической программы по востребованным направлениям личностного развития, профессиональной подготовки студентов
-повышенная интенсивность комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности в рамках освоения программ подготовки специалистов среднего звена посредством поэтапной модели наставничества;
-повышение уровня профессионального образования и профессиональных навыков выпускников посредством овладения передовыми методами труда;
-повышение уровня трудоустройства, мотивации молодых специалистов к установлению длительных трудовых отношений с предприятием и приобщение к корпоративной культуре предприятия;
- создание условий для формирования эффективной системы наставнической поддержки выпускников колледжа и молодых специалистов при выстраивании карьерных траекторий;
-привлечение работодателей-наставников к молодым специалистам в первые три года работы.
-получение студентом профессиональных умений и навыков по выбранной специальности, формирование компетенций и корпоративных личностных результатов, таких как вовлечённость, способствующая продвижению положительной репутации Компании, способность эффективно представлять себя и результаты своего труда, стремиться создавать и поддерживать хорошие отношения, повышать доверие пассажиров, укрепляющий деловой имидж ОАО «РЖД», нацеленный на карьерный рост и профессиональное развитие.
Средства и способы реализации практики(модель практики, этапы и технология, инструменты, ресурсы, условия)
Система наставничества представляет собой модель преемственности трех форм, осуществляющих процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта при совокупности действий. Этот комплексный механизм наиболее эффективен при профессиональной адаптации и закреплении кадров в любой сфере жизнедеятельности общества.
Поэтапно развиваемая модель наставничества способствует выполнению важнейшей социально-экономической задачи как по повышению качества подготовки специалиста, так и параллельно повышению производительности труда отрасли.
Основой практики наставничества в Железнодорожном колледже является динамическое моделирование образовательного и производственного процессов при поэтапной реализации различных форм. Использование данной модели позволяет радикально повысить оперативность подготовки специалистов на всех уровнях наставнической помощи.
Новизна практики определяется несколькими факторами:
1. специфика наставничества при обучении в колледже «Преподаватель-студент»
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений в любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передача опыта и знаний, формирование навыков, компетенций и ценностей.
Педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готов поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого.
Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективного обучения наставником профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. А основное условие эффективного обучения студента – его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником.
Под задачей наставничества при реализации данной формы«Преподаватель-студент» понимается часть единой цели при подготовке специалиста, которая характеризуется промежуточным результатом в конкретной форме.
2. механизм наставничества для выпускника на предприятии «Работодатель-студент»
Этот метод не только экономичен и прост в использовании, но и прекрасно подходит для сохранения и передачи накопленного на предприятии опыта. Кроме того, он способен существенно помочь при решении проблем, связанных со старением кадров и с подготовкой специалистов на производстве.
В ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В.М.Баранова» на базе станции Кочетовка — I имеется станционно-технологический центр, где студенты проходят учебную практику и осваивают работу дежурного по станции на учебных тренажерах. При прохождении производственной практики на станции за выпускниками закрепляют руководителя практики от производства, под руководством которого будущие железнодорожники могут посетить пост электрической централизации, товарную контору, посты сигналиста и оператора сортировочной горки.
Выпускникам предоставляется уникальная возможность под наблюдением наставника поработать на действующих автоматизированных системах управления железнодорожным транспортом, таких как ГИД-УРАЛ (график исполненного движения), АРМ ТК (автоматизированное рабочее место товарного кассира) ; АСУ СС ( автоматизированная система управления сортировочной станцией); АСОУ П ( автоматизированная система оперативного управления перевозками); АСУ ГС ( автоматизированная система управления грузовой станцией) и тд. На данный момент наставнический подход позволяет совершенствовать качество подготовки специалиста для управления работой отрасли и, прежде всего, ее эксплуатационной деятельностью при совокупности освоения всеми профессиональными компетенциями непосредственно на производственных участках.
3. адаптация и закрепление молодого специалиста на предприятии «Куратор-Работодатель-Молодой специалист»
Особую значимость приобретает проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в организациях реального сектора экономики региона. Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом коллективе, налаживание корпоративного взаимодействия возможны через создание системы наставничества в рамках не только отдельного предприятия, но и продолжения кураторства наставничества от образовательной организации СПО - их совместной деятельности в процессе развития профессиональной личности, повышения конкурентоспособности выпускников– молодых специалистов.
Даже после выпуска из колледжа продолжает действовать инновационный вид наставничества «Куратор-Работодатель-Молодой специалист» на основании соглашения о партнерстве. Взаимодействуя с руководством ДЦС-3, куратор колледжа может посетить железнодорожные станции, на которые трудоустроен выпускник, посодействовать молодым профессионалам в накоплении опыта и улучшении условий труда .Новизна формы предназначена для повышения уровня конкурентоспособности выпускника и профессиональной мобильности молодого специалиста.
Данный подход позволяет создать оптимальные условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной как личной, так и профессиональной самореализации. Эффективность интегрированного подхода при сотрудничестве куратора, работодателя и молодого специалиста наблюдается в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Каждый из участников указанной формы предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения/профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов наставляемого.
Тесное сотрудничество с ДЦС-3 позволяет на постоянной основе приглашать начальников станций, ревизоров движения, инженеров и других работников ОАО «РЖД» для проведения профориентационной работы со студентами и предоставления возможности «лицом к лицу» встретиться с работодателем, задать интересующие вопросы. Так еще на первом этапе развития данной программы можно наблюдать реализацию наставничество «Куратор-Работодатель-Молодой специалист».
Привлечению молодых специалистов в РЖД уделяют значительное внимание, немало усилий прилагается и для того, чтобы удержать тех, кто уже работает в холдинге. На период до 2025 года в компании утверждена официальная молодежная политика, в рамках которой проводятся мероприятия по адаптации новых сотрудников, конкурсы профессионального мастерства, оказывается поддержка в реализации совместных с коллегами из стран ЕАЭС проектов. Перспективные работники имеют возможность повышать квалификацию в «корпоративном университете».
Универсальность технологии наставничества
Для студентов/выпускников Наставничество представляет собой канал обогащения профессиональным опытом. Т.е, наставничество является центром притяжения, где каждый студент может найти свою роль– и тем самым внести вклад в развитие образовательной среды.
Для колледжа Наставничество позволяет сформировать внутри образовательной организации сообщество заинтересованных лиц – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого образовательно-производственного сообщества становится возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.
Для предприятия Технология наставничества позволяет с высокой скоростью передавать опыт, знания, формировать трудовые навыки, профессиональные компетенции и корпоративные ценности быстрее, чем другие способы передачи, а это критически важно на современном рынке труда. Скорость и продуктивность усвоения нового делают наставничество перспективной технологией.