Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Май » 14

Эффективность решения проблемы рабочих кадров. Колледж- самый короткий путь к профессии.

Гайсин Олег Альвиртович, директор
ГАПОУ Туймазинский индустриальный колледж

Модернизация российской экономики и переход её на высокотехнологичный путь развития неразрывно связаны с обновлением производства и его материально-технической базы. Не менее важным является решение кадровых проблем, поскольку без подготовки специалистов нового формата невозможно эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни кратное повышение производительности труда, ни создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции. [1] Сама же проблема кадрового голода сложилась не за последний год, за ней стоят старые проблемы и факторы, усилившиеся в 2022-2023 годах.

Одна из самых актуальных задач, которые необходимо решать- низкий интерес молодежи к получению технических профессий. [2] Последние двадцать лет наблюдалось отсутствие конкуренции при приеме абитуриентов по техническому профилю колледжей, не считая нефтегазового направления образования. Особенно страдал аграрный и машиностроительный сектора экономики страны. Нет конкуренции- нет качественного выпускника, который не заинтересован в работе на предприятии и предпочитает зарабатывать гораздо большие деньги в сети интернет, на компьютерных услугах или в крайнем случае- организации услуг быстрого питания и т.п.

Отсюда вытекает вторая, не менее важная проблема. Проблема оплаты труда. До недавнего времени, предприятия имели задел по рабочим и техническим кадрам в виде пред- и пенсионеров. Заработная плата, как довесок к пенсии их вполне устраивала. Плюс советская закалка. Неприхотливость, дисциплина, опыт работы. Работодатели до последнего держались за них, незаменимых, потому что адекватной замены им не было. Однако опытное поколение уходит. Место у станка занять некому. Молодежь не готова работать за те же деньги, которые работодатель платил их предшественникам. Сейчас ситуация меняется. С начала 2022 года зарплата в российском производственном секторе выросла на 17%. [3] Думаю, это не предел.

Если же говорить о факторах СВО и последующих санкций, то резко возросшая потребность в рабочих кадрах со стороны оборонных предприятий и замещение ушедших с рынка иностранных компаний, ситуацию только усложняют. Это сотни тысяч дополнительных вакантных мест. Где брать людей на рабочие места, непонятно. Рынок труда вычерпан до дна.

Самый оптимальный и эффективный, на мой взгляд, способ решения проблемы дефицита рабочих и технических кадров является их подготовка через систему среднего профессионального образования. Как через короткие программы дополнительного профессионального образования, (Обучение граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография») так и через непосредственно сам образовательный процесс.

Главное преимущество профессионального образования – существенная экономия времени. Такой формат обучения позволяет быстро пройти программу старших классов и начать осваивать профессию без поступления в вуз. Это оптимальный вариант для студентов, которые определились с профессией, хотят работать и зарабатывать.

Казалось бы, все просто. Колледж- самый короткий путь к профессии. Но есть вопросы.
1. Несмотря на запуск в 2022 году федерального проекта «Профессионалитет» [4], а перед этим, в 2018 году- реализация федерального проекта «Молодые профессионалы», материально- техническое оснащение колледжей в целом еще далеко от запросов работодателей по качеству подготовки выпускников колледжей. Мониторинг показал, что в 1 067 профессиональных образовательных организациях (28,0% от общего числа) в течение последних пяти лет не проводилось обновление учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. При этом в 892 профессиональных образовательных организациях (23,4%) материально-техническая база за рассматриваемый период обновлена более чем на 50%. [5];
2. «Старение» преподавательского состава колледжей. Средний возраст преподавателя и мастера по стране- 46 лет. Молодые кадры в колледжи идут неохотно. По оценкам экспертов нехватка квалифицированных педагогических кадров достигает 30%. Сказывается отсутствие достойной заработной платы, особенно первые два года, до момента получения квалификационной категории. Соответственно, невозможность решения жилищного вопроса. Особенно это касается преподавателей спец дисциплин [6] ;
3. Недостаточное финансирование колледжей, что препятствует качественному образовательному процессу. Технические профиль колледжа подразумевает определенные расходы на закупку расходных материалов, ремонт и техническое обслуживание оборудования и инструмента, повышение квалификации преподавателей и мастеров, закупку лицензионного программного обеспечение, приобретение спецодежды и т.п.;
4. Реализация цели и задач профессионального образования во многом определяются личностными качествами руководителя колледжа. Инновационное развитие колледжа невозможно без стремления руководителя повысить свою квалификацию, стремлении узнать что-то новое и применить это в образовательном процессе;
5. Отсутствие системной профоориентационной работы в колледжах, ограниченной мероприятиями в рамках федерального проекта «Билет в будущее», либо разовыми экскурсиями в мастерские колледжей, либо ежегодными днями открытых дверей. Понятно, что для привлечения школьников в производственный сектор, этого явно недостаточно;
6. Оторванность учреждений среднего профессионального образования от запросов работодателей. Учебные программы колледжей на сегодняшний день построены без учета реальных требований производства, что приводит к противоречиям между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов;
7. И наконец, не желание работодателя вникать в проблемы профессиональных учебных заведений, будь то улучшение материальной базы колледжа, допуск студентов практикантов к работе на оборудовании предприятия, разработка и рецензирования учебно- программной документации, стажировка преподавателей на рабочих местах в производстве.

Подводя итог, можно констатировать, что эффективность решения проблемы рабочих кадров для экономики страны, лежит в первую очередь на учебных профессиональных организациях, вовлеченных, совместно с государством и работодателем, в контур стратегических партнерских отношений, содействующих овладению обучающимися профессиональных навыков, отвечающих требованиям современного рынка труда.

Источники:
1. https://iz.ru/1478224/oksana-belkina/vot-eto-kadr-na-rynke-truda-voznik-defitcit-soiskatelei /Электронный ресурс/
2. https://igrader.ru/avtomatizacziya-i-tehnologii/dlya-kadrov-reshayut-vsyo/ /Электронный ресурс/
3. https://newizv-ru.turbopages.org/newizv.ru/s/news/2023-03-03/tokaryu-100-tysyach-inzheneru-30-kak-svo-perekroila-rynok-truda-i-zarplaty-399534 /Электронный ресурс/
4. https://aif.ru/natsionalniye_proekti_rossii/education/utolit_kadrovyy_golod_vospolnit_deficit_specialistov_smozhet_nacproekt /Электронный ресурс/
5. Министерство просвещения Российской Федерации. «Ежегодный доклад о результатах Мониторинга качества подготовки кадров в Российской Федерации». Москва 2022 г стр. 16
6. https://news.tpprf.ru/ru/media/4344279/ /Электронный ресурс/


Фото: ГАПОУ Туймазинский индустриальный колледж
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar