Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Январь » 13

Самоорганизация как фактор развития личностного потенциала в условиях инновационного обучения

Чубрикова Ольга Викторовна
Косьянова Светлана Александровна
Кореневская Наталья Юрьевна

ГБПОУ НСО «Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева», г. Новосибирск, Новосибирская область

Аннотация: Представляя собой непрерывный поток изменений, современная деятельность студента выдвигает вполне определённые требования к личности – быть способным к изменениям и в деятельности, и в своей личности, удовлетворяющего потребностям личности, общества и государства.
Ключевые слова: самореализация, студент, колледж, личностный потенциал, функции, инновационная среда, инновационная деятельность


В конце ХХ в. российское образование столкнулось с глобальной конкуренцией. Составной частью этого процесса является свободное движение интеллектуальных ресурсов – информации, научных парадигм, инноваций и их носителей. Переход к информационному обществу формирует новые отношения человека к проблеме самореализации, образованию, выбору профессии, что требует инновационного подхода во всех сферах жизнедеятельности.

В структуре качественной профессиональной подготовки особую роль играет способность личности к постоянному самосовершенствованию, сохранению и развитию своего творческого потенциала. Наиболее эффективно эти качества формируются в условиях инновационных образовательных систем.

Самореализация личности связана с процессом осуществления самого себя в жизни и профессиональной деятельности, поиска и утверждения своего особого пути в профессиональном мире, своих ценностей и смысла своего существования посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми.

Самореализация осуществляется в результате баланса трех личностных измерений, присущих всем людям и расположенных главным образом в сфере социального взаимодействия. В качестве основных личностных координат психологи называют присоединение, контроль и открытость. Так, присоединение имеет отношение к объединению людей, желанию быть с ними вместе, быть включенным в их взаимодействие, к желанию быть отмеченным и выделенным, отличным от остальных. Понятие «контроль» относится к принятию решения о распределении власти между людьми, к потребности влияния и авторитета. И наконец, поведение в координате «открытость» основывается на желании любить и вызывать любовь. Только эффективное разрешение психологических проблем, связанных с каждым из данных измерений, будет способствовать формированию здоровой в соматическом и психическом смысле личности, которая самостоятельно может перейти из «минуса» в «плюс», т.е. возможно более полно реализовать свой потенциал.

При получении профессионального образования студенты оцениваются на экзаменах и зачетах по знаниям и умениям, реже по навыкам, а личностные качества подготовленности выпускника к профессиональному труду уходят на второй план. Как показывает жизнь, ценность специалиста часто зависит от его уверенности, активности, самоорганизации, умения управлять своими эмоциями, адаптивности к жизни. Многие люди, стремящиеся к профессиональному успеху, из-за своей робости, лени, страха перед изменениями упускают уникальные возможности, боятся проявить себя.

Таким образом, в процессе обучения в колледже студенты должны формироваться не только в профессиональном плане, но и как специалисты с высоким личностным потенциалом. Наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Структура личностного потенциала.

Личностный потенциал лежит в основе личностной автономии, самодетерминации и саморегуляции личности. Он включает в себя три подсистемы, соответствующие трем функциям саморегуляции:
- функция реализации, обеспечивающая успешную реализацию поставленных целей;
- функция ориентации, которая обеспечивает выбор целей, гибкое переключение с одних на другие и своевременный отказ от исчерпавших себя или дискредитировавших себя целей, т. е. саморазвитие, самосовершенствование;
- функция сохранения, обеспечивающая устойчивость под давлением неблагоприятных обстоятельств.

Для развития инициативности творческой личности студента в колледже должны создаваться различные общественные организации, где главной действующей силой были бы сами студенты. К таким организациям можно отнести профсоюзы, старостаты, студенческие ректораты, благодаря которым расширяется участие студентов в различных молодежных проектах, происходит взаимодействие студентов с региональными, российскими и международными молодежными сообществами. Процесс работы в таких объединениях будет способствовать развитию организаторских способностей.

Участие студентов в конкурсах, олимпиадах, семинарах, конференциях формирует навыки влияния на окружающих, умение убеждать. В дискуссиях обучающиеся учатся четкой аргументации, сохранять выдержку и спокойствие в критических ситуациях.

Развитию социально значимых качеств личности способствует развитие информационных технологий в колледже. Их применение активирует мыслительную деятельность студентов, позволяет развивать креативность, самостоятельность обучающихся. Используя компьютерные возможности, студенты могут создавать проекты, презентации.
Построение образовательного процесса в колледже должно предусматривать все многообразные средства, формы и методы, направленные не только на эффективное формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и на развитие личностно ориентированных качеств студента, способствующих будущему профессиональному успеху.

Сегодня в ногу со временем формируются и условия для развития инновационного потенциал в образовательной организации. Однако для того, чтобы раскрылись способности обучающегося, имеющего инновационную направленность, необходимо создать условия, способствующие их развитию и определяющие результативность использования потенциала, но в настоящее время преподаватели сталкиваются с проблемами развития инновационного потенциала и готовности к инновационной деятельности. Остановимся на некоторых из них и обозначим возможные пути решения данных проблем.
1. Проблема отрицания новшеств, желание учить по традиционным методом обучения. Многие не хотят и не готовы к изменениям. В таком случае помогут мастер-классы, на которых, преподаватели получать возможность обучиться у других коллег и впитать новый опыт, который смогут применить в образовательном процессе с помощью уже новых инновационных способов, форм, методов обучения.
2. Отсутствия материальных мотивов побуждения к действиям. Не для никого не секрет, что достойная зарплата хороший мотив для реализации своих способностей. Если предпринять увеличение заработной платы путем надбавок за активную инновационную деятельность, повыситься желание к такому роду деятельности.
3. В образовательной организации зачастую отсутствует инновационная среда. Для этого необходимо проводить семинары для преподавателей, на которых они будет общаться, делиться и обсуждать новшества в образовании. Тем самым повыситься не только инновационная активность, но и за счет этих семинаров повыситься сплоченность коллектива.
4. В образовательном процессе присутствует проблема малоинформированности инновациями. Для решения этого, можно назначить кого-то из преподавательского состава ответственного за информированность коллектива, который будет в курсе всех изменений. И уже, например, в течении учебного года на педагогических советах, собраниях будет сообщать о новшествах, происходящих в образовании.
5. Проблема распространения инноваций. Преподаватель исследует, разрабатывает, пропагандирует, апробирует какую-нибудь инновацию, но они не всегда доходят до вышестоящих институтов, не обобщаются и не изучаются в полной мере. Чтобы не возникала таких ситуаций необходимо заручиться поддержкой администрации образовательной организации, которые в свою очередь будут контролировать, регулировать и помогут в продвижении инноваций.

Все вышеупомянутые проблемы имеют между собой тесную взаимосвязь и их решению должно уделяться внимание во всех областях, включая: обучение, воспитание, управление и организацию инновационного учебного процесса образовательной организации.
Учитывая глобальные изменения общества и жизни в целом, наши инновации развиваются, трансформируются и стремятся соответствовать конкретному заказу и интересу общества. В инновационной деятельности колледжа отражаются основные цели Программы развития образования:
- Повышение глобальной конкурентоспособности российского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей;
- Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

Колледж, выходя за рамки общеобразовательных стандартов, преследует задачи обеспечить безопасную и комфортную среду обучения и обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

Список литературы
1. Киенко Е. В., Морозова И. С. Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности // Вестник КемГУ. - 2010. - № 3. -С. 69-78.
2. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. - Вып. 12 - М.: СГУ, 2010. - С. 77-88.
3. Корчагин Е. А., Сафин Р. С., Осипов П. Н., Яруллина Л. П. Личностно-развивающий потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 1 (13). -С. 24-31.
4. Разумовская Е. В. Социализация студенческой молодежи // Учитель. - 2005. - № 2. -С. 11-12.
5. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. — Тюмень, 2012. — С. 119.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar