Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Июль » 22

Организация среднего профессионального образования как бренд города

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что определяет бренд города?

Общепринято воспринимать город по его достопримечательностям (Москва, Санкт-Петербург, Коломна, Петрозаводск и тд.) или истории и великим людям, которые жили там (Орловская область и Спасское-Лутовиново (родина И.С. Тургенева)), Тула и Ясная Поляна (родина Л.Н. Толстого). Прекрасные места нашей необъятной родины можно обсуждать долго. Однако возникает вопрос, а все ли решают именно эти факторы? Например, Иннополис знаменит своим Университетом, как и Академический городок в Новосибирске узнаваем по деятелям науки и образовательным организациям.

Я всегда люблю рассказывать историю, которую я изучала при проведении исследования об оценки влияния образовательной организации на развитие территории. Прекрасный пример город Детройт, штат Мичиган. Некогда процветавший, благодарю автомобильному бизнесу, стал городом призраком в послевоенные годы и продолжал угасать. В 2013 году город был объявлен банкротом, долг составлял 18-20 млрд. долларов США.

Через год уровень безработицы был на отметке 14,5%, а в 2010 году до кризиса насчитывал все 25%. К 2010 году в городе преобладали афро-американцы, которые составляли 82,7% от всего населения. Белого населения оставалось всего 10%.

Состояние города оставляло желать лучшего: постоянные грабежи, опасно выходить на улицу, перестрелки и другие противоправные деяния. Казалось бы, что город должен был превратиться фавелы, но буквально за несколько лет ситуация кардинально поменялась.
Спасителем города стал Wayne State University, который не считался большим, но позволил вдохнуть в город новую жизнь. Университет насчитывал на тот момент 27140 студентов, 3557 человек академического и административного состава вуза. Университет вскоре стал приносить прибыть в 2,5 млрд долларов в год, стал 7-м по величине работодателем в городе и принес городу за счет налоговых вычетов 88,6 миллионов долларов. Согласитесь, результаты впечатляют. За два года университету удалось снизить уровень преступности на 12%.

Как им это удалось?

Не могу сказать, что было просто. Университет начал политику развития города в городе, постепенно расширяя свои границы. Внутри огороженного кампуса была своя экосистема, с больницами, отделениями полиции, досуговыми центрами. Чем больше повышался уровень безопасности внутри, тем больше людей хотели оказаться «за стеной». Тем самым стали расширяться организации, увеличилось количество рабочих мест и постепенно на работу начали принимать людей, которые были за рамками университета, да и сами границы территории постепенно стали больше стираться и эргономично вписываться в сам город. Сейчас Детройт уже не тот страшный город с непроходимой бедностью, а полноценный современный город с прекрасной инфраструктурой.

Однако, все же история с университетом и его влиянием на становление Детройта, скорее часть большого пазла развития города, но она занимает неотъемлемую часть его истории.

Университет или СПО – что развивает город?

Университеты часто можно назвать градообразующими предприятиями, особенно в маленьких городах. Например, Университет Иннополис в России или университет Пенсильвании, который предоставляет почти 80% рабочих мест города.

Роль организаций СПО явно недооценивается в настоящее время. Если говорить о таких странах, как Южная Корея, Вьетнам, Тай, то там ключевыми двигателями прогресса являются организации, которые готовят специалистов рабочих профессий. Конечно, это зависит от уровня развития страны, ее экономического положения, а также от потребностей самой территории.

Говоря о системе профессионального образования в России, то университеты плотно заняли свои позиции в развитии городов. Но последние годы СПО наступает им на пятки с ЦОПП, которые носят принципиально новый подход к подготовке кадров.

Может ли брендом города быть колледж?

Субъективно мое мнение – да. Колледж не только может, но и должен, так как он гибче и быстрее адаптируется к изменениям, а также легче, меньше и более поворотливый. Университеты занимают свою нишу, и она не пересекается напрямую (кроме борьбы за абитуриентов), чтобы создавать конкуренцию системе СПО.

Что нужно сделать колледжу, чтобы стать брендом города?

1) Важно соблюсти идентичность, которая будет объединять колледж и город (например, предприятия металлургической промышленности, подготовка спортивной команды мирового уровня, обучение чемпионов по шахматам или киберспорту и т.п.).
2) Нетворкинг и взаимодействие. Обязательно развивать партнерства, знакомиться с новыми людьми, становится заметными на рынке. Не игнорируйте ЦОПП, который Вам поможет и является исторически связующим звеном между образованием и рынком труда.
3) Думать как предприниматель. Кто такой предприниматель? Тот, кто предпринимает. Вы не должны сидеть и ждать, пока Вас «спасут». Действуйте сами. Посмотрите ключевые документы развития Вашего региона и города, проанализируйте, где вы можете быть городу полезны. Не он вам, а, именно, вы ему.
4) Сто раз отмерь и один раз отрежь. Вы придумали замечательную идею и уже готовы идти с ней к губернатору, чтобы скорее реализовать. Не спешите. Проведите тестирование своей идеи. 90% стартапов и идей умирают, потому что они никому не были нужны.
5) Хороший колледж – человекоцентричный колледж, т.е. в центре у вас всегда ваш клиент –студент, без него вашего колледжа не будет, а вы лишитесь работы. Берегите своих студентов. Такую ошибку уже прошли университеты, когда был не университет для студента, а студент для университета. Что это значит? Наглядный пример, расписание прописывается как удобно преподавателю, а не группе.
6) Качество образования. Как бы Вы ни старались, но ключевым индикатором, по которому Вас будут оценивать – это специалисты, которых Вы подготовите. Если они будут высокоуровневыми, то о вас пойдет «сарафанное радио» и ребята захотят поступать даже из самых удаленных городов. Если же репутация будет потеряна, то вернуть ее будет в два раза сложнее.
7) Колледж «бренд» – это отражение города, его ценностей и миссии.

Заключение
Тема развития колледжа как бренда города обширна и требует большего количества статей, но главное положить начало. Следуя даже самым простым правилам и действуя проактивно можно за год приобрести известность как внутри города, так и за ее пределами (и я говорю не только про грамотный маркетинг). Но всегда помните, что репутацию трудно завоевать и легко потерять. Я верю, что за колледжами будущее и уже скоро в нашей стране появятся колледжи, которые можно будет назвать «брендом города N».

Вспоминается прекрасное произведение Ильфа и Петрова «В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города была тишайшей.»

Мнение автора является его личной позицией и не связано с мнением и позицией редакции.

Долгова Наталия Эдуардовна
кандидат экономических наук, магистр менеджмента
член Европейской ассоциации исследователей СПО VETNET,
член Международного сообщества молодых исследователей СПО YoriVET
автор телеграм-канала «А что в СПО?»
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar