Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2024 » Июль » 17

Повышения мотивации обучающихся в условиях преподавания общепрофессиональных и профессиональных дисциплин

Таран Александр Павлович, преподаватель
ГБОУ СПО ЛНР «Комиссаровский колледж - агрофирма», пгт.Комиссаровка

Современная система образования среднего профессионального образования признана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих высокой познавательной активностью, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, способных адаптироваться к изменяющимся условиям современного производства. В связи с этим процесс подготовки будущих специалистов является сложным процессом, на который воздействует огромное количество факторов и который постоянно требует совершенствования. Одним из факторов является учебная мотивация.

Мотивация – это то, что заставляет человека действовать, достигать своих целей, не бросать начатое при первых неудачах. С психологической стороны, мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели. Мотивация и мотивы – это не одно и то же. Мотивы к учению - конкретные причины, которые заставляют личность осуществлять учебную деятельность. Как правило, обучающийся погружается в учебную деятельность благодаря целой системе разнообразных мотивов, которые, находятся в определённом соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие – второстепенные. Однако, основополагающими компонентами учебно - познавательной мотивации обучающегося СПО являются «мотив», «потребность», «активность», «мотивация», «направленность личности», идеалы, установки личности. Именно познавательный мотив способствует формированию учебно-познавательной мотивации обучающегося (1).

Педагоги СПО в силе оказывать формирующее воздействие на мотивацию обучающихся, повышать их «самомотивацию» путём выявления факторов, которые влияют на мотивацию, выбора приёмов, средств и технологий обучения в контексте применения практико-ориентированного подхода.

В подростковом возрасте происходят изменения в развитии социальных мотивов, выражающихся в желании общения, занять активную позицию в коллективе, самовыражения, самоутверждения. Мотивы учения приобретают более избирательный характер, тесно переплетаются с практической деятельностью. И эти знания нужно использовать при проведении занятий.

Мотивирование обучающихся преподавателем. Общеизвестный факт, что заинтересованность обучающихся в предмете выше у преподавателя, влюблённого в свой предмет. В первую очередь обучающийся приходит в колледж, чтобы стать первоклассным специалистом, поэтому перед преподавателем стоит задача донести / показать важность своего предмета в контексте профессии.

Важен результат, а не только оценка. Важно открыть перед обучающимся возможности практического применения знаний, для этого следует проводить интегрированные, бинарные, метапредметные уроки, побуждать к применению знаний на практике (побуждение к проектной и исследовательской деятельности в том числе).

Педагог-наставник. Использование эффективной формы мотивации – укреплять уверенность обучающегося в своих силах и проявлять уважение к обучающимся.

Метод кнута и пряника. Введение рейтинговой системы оценки –одно из эффективных средств для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности. Этот метод предполагает оценивание знаний в баллах, которые набираются в течении всего периода обучения по дисциплине за разные виды выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных), т. е. необходимо в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед обучающимся, чтобы студент осознавал и понимал, что подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге обучающийся будет замотивирован конкретными бонусами и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу. Этот же вид оценивания можно применять в рамках урока или изучения раздела, темы.

Процесс мотивирования обучающихся преподавателем.

Проявления заинтересованности личным опытом обучающихся в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и обучающимся.

Воздействие через имидж/ личный бренд педагога. Мотивация обучающего к дисциплине обусловлена и интересом к личности преподавателя, какие ценности он транслирует через свой стиль обучения. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, сдерживает обещания, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.

Практико – ориентированный подход в обучении в СПО - это залог формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. При реализации практико-ориентированного подхода основное влияние на выбор содержания информации имеет конечный продукт профессионального обучения – конкретизированные виды действий, что составляют основу профессиональных компетенций. Это определяет выбор методов обучения и создает структуру учебного процесса.

Основным средством реализации практико-ориентированного подхода является практико-ориентированные задачи, а важным условием их применения является составление корректных условий этих задач, позволит студентам без осложнений самостоятельно формулировать проблемы профессионального характера, ставить цель их решения, выделять пути достижения поставленной цели и анализировать достигнутые результаты в зависимости от специфики условий каждой конкретной задачи. Например, при освоении темы «Оценка моторного масла по внешним признакам» по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы» моделируется реальная проблемная задача, выводится алгоритм действия.

Решение практико-ориентированных задач должно быть поэтапным, что обеспечит осмысленность действий студентов. Другим важным условием внедрения практико-ориентированного подхода является создание преподавателем среды, в которой студенты имеют возможность проявить и реализовать свой интерес к познанию, сделать его осознанной потребностью в саморазвитии, профессиональной и социальной адаптации. Внедрение практико-ориентированного подхода требует от преподавателя наличии компетенций по сущности инновационных технологий, профессиональной его подготовки; содержания и структуры методического обеспечения СРС и специфики ее организации; методологии разработки и применения тестовых заданий, индивидуальных заданий на основе производственных ситуаций. Поэтому роль преподавателя меняется с транслятора знаний на менеджера, делает его консультантом и организатором различных видов деятельности студентов, проводником в формировании компетенций (2).

Наиболее распространённый и эффективный метод повышения учебной мотивации обучающихся в СПО - это проведение практико – ориентированных уроков. Такие уроки подразумевают коллективную работу группы, где каждый обучающийся чувствует себя звеном единого коллектива, где отрабатываются навыки при решении поставленных задачах, развиваются умения анализировать рабочую ситуацию в профессиональной среде и принимать верные решения (3).

Таким образом, у преподавателя СПО есть все рычаги для повышения мотивации обучающихся. Главная задача - создать на уроках общепрофессионального и профессионального цикла практико – ориентированную среду обучения, что позволит выпустить из колледжа высококвалифицированного специалиста.

Список литературы
1 Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бекшаева, А.А.Вербицкий. – М.: Академия, 2013 – 325с.
2. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. №1 2 (20).
3.Дырдин, Д. Инновационные педагогические технологии в управлении качеством образования / Д. Дырдин, А. Ибрагимов // Учитель. - 2009. - N 3. - С. 32-34.


Изображение от freepik
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar