Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

"Знакомство с группой"

Поделитесь с коллегами
Шинкарева Галина Николаевна
мастер производственного обучения
ГБПОУ ИО УТСО г. Усолье – Сибирское, Иркутская область

Мастер-класс «Знакомство с группой»
Введение
Классные часы! Некоторые коллеги могут тяжело вздохнуть и с горечью вспомнить о неприятных минутах разборов: кто разбил окно, поломал стул, опоздал на урок или прогулял его, почему много двоек в группе по математике… Подобными событиями изобилует бурная студенческая жизнь и, конечно, педагогу приходится тратить много времени на обсуждение и осуждение этих проступков.
Классный час! А какая ассоциация возникнет с ним у студентов? Опять эти вечные разборки или нудные выяснения обстоятельств, виновных и неблагодарных… Лучше найти отговорку и отпроситься или просто убежать…
Однако есть и другое отношение к классным часам – педагогу хочется создать в группе благоприятный климат, дружный коллектив, выбрать достойного лидера, обсудить волнующие ребят проблемы… Но, как всегда, заедает текучка – планы, журналы, отчеты, собрания, совещания и не хватает времени серьезно подготовиться, чтобы провести с ребятами диспут, интересную беседу, игру…
А как хочется достучаться до закрытых, одиноких, часто очерствевших и озлобленных сердец подростков, отогреть их души, сделать так, чтобы заиграла искренняя улыбка, засветились огоньки радости в глазах…
Тренинги, которые я Вам сейчас предложу, помогут превратить формальное нравоучение в нестандартный подход к решению проблем, волнующих подростков: Кто я? Зачем я в этом мире? В чем смысл жизни? Как проявить способности? Правильно ли я выбрать профессию?
На вопросы, которые ставит перед нами жизнь, нет точных ответов, как в задачниках, но есть определенный педагогический опыт, мудрость, накопленная человечеством, которые подскажут выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций
Поговорим, обсудим, разберемся, разыграем веселые сценки Посмотрим со стороны, что хорошо, а что плохо, и многое станет понятнее.
И так «Знакомство с группой»
Первый гейм «цветовая волна»
У Вас на столах лежат листки, на которых изображены 2 квадрата, акварельные краски, кисточки. (Тест «Наше настроение»), раскрасьте первый из них любым цветом.
Необходимо заранее приготовить для каждого студента двойной листок бумаги в клетку, три пачки фломастеров с шестью цветами (красным, зеленым, синим, желтым, черным, коричневым).

Второй гейм «Где я?»
Предлагаю Мини-тест
У Вас на столе второй лист, на котором изображены круги
Около первого круга написано слово «хочу», а около второго – «есть». Вам необходимо поставить точку или крестик на обоих рисунках.

Как вариант можно предложить нарисовать на втором листочке бумаги два круга и разместить в них несколько более мелких концентрических окружностей.
Результат
Например, если в рисунке «хочу» крестик расположен в центре, то ребенок стремится к лидерству, а в рисунке «есть» крестик достаточно далеко от центра, то это показывает, что он ограничен в своих действиях и стремлении к лидерству, т.е. его желание быть лидером не соответствует действительности.
Этот тест поможет педагогу проанализировать лидерские возможности и склонности обучающихся на протяжении года. Бывают случаи, когда достаточно активный, ответственный студент выполняет «работу» лидера не по желанию, а по принуждению; или у него внутренний комплекс скованности, который он желает преодолеть, выполняя роль лидера, а она в принципе ему не присуща, и т.д.
Информация к размышлению
В последующей работе классный руководитель, мастер производственного обучения постарается проанализировать характер каждого обучающегося. Оценить место студента в коллективе, сделать качественную оценку поведения подростка среди сверстников поможет предложенная нестандартная классификация «лидеров» и «аутсайдеров».
Третий гейм «Запомни имена»
(Индивидуальная игра)
Для человека нет ничего более приятного,
чем звук собственного имени.
Д. Карнеги
Предлагает сесть в круг лицом друг к другу и подумать, что в характере каждого из Вас является самым существенным: выдержка, спокойствие, веселый нрав, надежность и т.д., или придумать какой-либо ассоциативный эпитет своему характеру, например, светлый, солнечный, ажурный, дождливый и т.д. Затем участники игры по кругу друг за другом называют свое имя и характерный признак. Следующий участник должен повторить имя предыдущего участника, затем назвать свое имя и признак. И так далее по кругу до конца.
Результат
Такая игра вначале идет немного скованно, так как не все студенты быстро запоминают имена своих одногрупников. Но постепенно, помогая друг другу, они втягиваются в игру. Таким образом достигается цель занятия – наладить доброжелательный контакт между подростками.

Четвертый гейм «Прочти и постройся»
(Командная игра)
Педагог раздает участникам игры карточки, на которых крупными буквами написаны названия команд: «ВЕСЕЛЫЕ», «СПОКОЙНЫЕ», «НАХОДЧИВЫЕ». Буквы собраны в стопку и перепутаны.
Задача каждой команды – узнать слово и построиться, держа в руках по букве так, чтобы можно было прочесть название команды. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и без ошибок.
Написать названия команд (крупно): «ВЕСЕЛЫЕ», «СПОКОЙНЫЕ» и «НАХОДЧИВЫЕ» (буквы должны быть одинакового размера, а названия желательно написать разными фломастерами).

Результат
Эта игра обычно проходит весело и оживленно. В ходе игры проявляются взаимопонимание, слаженность действий, выявляются лидеры.
Можно придумать и другие названия командам.

Пятый гейм «Обмен приветствиями
и комплиментами»
Обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом, если мы искренне выражаем свои чувства и естественны в своем поведении.
Участникам команд предлагается придумать общее приветствие другим командам и несколько комплиментов. Приветствия могут быть в виде рукопожатия, изысканного реверанса, русского поклона, восторженного восклицания и т.д.
Результат
После предыдущих геймов настроение у ребят обычно повышается. Они уже хорошо взаимодействуют друг с другом, более свободно могут координировать свои действия.

Шестой гейм «Цветовая волна»
Прошу раскрасить второй квадрат на листочке, который был дан в начале занятия.
Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты…»
Результат
Этот простой тест выявляет настроение группы «до» и «после» знакомства, показывает эмоциональное состояние ребят.
Данные цвета примерно соответствующим эмоционально-энергетическим состояниям:
Красный – энергичный;
Желтый – радостный;
Синий – спокойный;
Зеленый – скучающий;
Коричневый – замкнутый;
Черный – мрачный.

Заключение
Целью занятия было:
• настроить участников на дружелюбную волну, установить доброжелательные отношения между участниками, сформировать поведение и манеры корректного обращения друг к другу;
• выявить некоторые черты характера участников;
• определить лидеров в группе.

Подведем предварительный анализ, если на рисунках больше «теплых» цветов (красного, желтого), то знакомство и общение прошли в хорошей, радушной обстановке. А сравнение нескольких рисунков «до» и «после» занятия показывает, как повысилось настроение у участников в результате игровых ситуаций.
Впрочем, независимо от результатов педагог отмечает, что занятие прошло в неформальной обстановке, и надеется, что в дальнейшем участники сохранят теплые, дружеские отношения между собой.
Я надеюсь, что этот мастер-класс будет достойным подспорьем, в таком важном деле, как воспитание человека XXI века.
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar