- 1.0 Рейтинг
- 2274 Просмотра
- Обсудить
Масленникова Татьяна Николаевна
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
Актуальность определения содержания и проектирования форм организации самостоятель¬ной работы студентов в системе среднего профессионального образования связана с возросшими требованиями общества к профессиональным качествам будущего специалиста, которыми он должен овладеть самостоятельно.
Концепция самостоятельной деятельности студентов определяется как психологической составляющей учебно-профессиональной деятельности, в структуре которой самостоятельная работа является основополагающим фактором активизации личностного потенциала обучающегося, развития познавательных интересов, рефлексивных способностей, так и следует внимательно проанализировать дидактическую сторону данной деятельности, то есть определить целесообразность применения тех или иных образовательных технологий, выполнить конструирование их содержания и методов педагогического руководства.
Самостоятельная работа студентов в рамках проектной технологии обучения является сочетанием специально организован¬ной в течение учебного процесса с самостоятельно проектируемой и реализуемой обучающимися вне техникумовского контроля. Данная комплексная деятельность неразрывно связана с профессиональными качествами, ориентированными на получение базового опыта прикладных действий в соответствии с профилем специальности.
Примером ресурсного обеспечения самостоятельной работы студентов технического профиля, помимо доступа к специализированным информационным ресурсам в глобальных компьютерных сетях и свобод¬ной навигации в них, может служить учебный модуль «Содержание самостоятельной работы студентов СПО электроэнергетического профиля». В структуру данного модуля входят: комплексные цели и задачи, связанные с овладением конкретными профессиональными компетенциями по дисциплинам общепрофессионального и профессионального цикла, например, ОП.14 Общая энергетика, ОП.15 Автоматика, ОП.19 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем; краткое содержание теоретического материала, блок практико-ориентированных и проектных заданий, например, разработать структурную и принципиальную схему работы САУ насосной станции, разработка технологии монтажа системы обогрева кровли и водостоков, оценочный блок с вопросами для самоконтроля, итогового контроля в форме тестов.
Каждый блок содержит методические рекомендации и информационные материалы: библиографические справки, специализированные тексты, аудио-, видео-, фото-, телематериалы, видеолекции ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Структура указанного модуля определена с учетом степени сложности заданий в контексте уровневого подхода.
Первый уровень сложности содержит задания, связанные с репродуктивным усвоением материала, и преду¬сматривают работу студента с опорой на алгоритмические предписания, инструкции, рекомендации. Эти задания представлены такими формами, как составление структурно-логического конспекта, развернуто¬го плана, тезисов, аннотаций, резюме, портфолио. Их целью является развитие аналитических способностей в работе со специализированной профильной нормативно-технической документацией.
Задания второго уровня сложности – это подготовка сообщений, докладов, рефератов; разработка технических проектов с последующими их презентациями, выступлениями, защитами на научно-практических конференциях, выставках технического творчества.
Примерами заданий данного уровня могут служить такие проекты, как «Проектирование и монтаж лабораторного стенда «Устройство измерения, сигнализации и защиты по температуре теплоностителя», «Проектирование и монтаж лабораторного стенда «Автоматизированное управления насосной станцией», «Проектирование и монтаж системы управления асинхронным двигателем» и т.д. данные работы ориентированы на формирование общих и профессиональных компетенций студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Подобные проекты осуществляются еще и в творческом формате. Здесь может быть использован и широкий арсенал современных информационных, компьютерных, интерактивных технологий для участия в студенческих научных конференциях. В творческих заданиях наиболее привлекательны их инновационный характер, возможность выхода в широкое поле профессиональных компетенций, работа с личностным потенциалом студента, ориентация на самостоятельность, инициативность.
Опыт организации самостоятельной работы студентов технического профиля в контексте реализации технологии проектного обучения демонстрирует развивающие возможности продуктивного сопряжения компетентностной рамки профессиональной деятельности и содержательных основ самостоятельной работы студентов.
Список источников информации
1. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2002. – 288 с., С. 229-241.
2. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Самостоятельная работа студентов С. 15-24. – (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).
3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115.
4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru [Развивающий потенциал самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам - Психология образования в XXI веке: теория и практика] [Электронный ресурс] ULR: http://psyjournals.ru/education21/issue/54347_full.shtml
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.