Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Портфолио студента как средство развития рефлексии

Сухорукова Анна Васильевна
Рыльский филиал ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

В рамках новой образовательной парадигмы ведется разработка и внедрение инновационных технологий обучения и воспитания, направленных на освоение общих и профессиональных компетенций. Одним из способов оценивания обучающихся является портфолио. Данная технология – основа для индивидуального маршрута обучения.

Портфолио – это собрание личных достижений обучающихся, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в колледже и за его пределами.
Основная цель портфолио – формирование ценностных ориентаций, активной личностной позиции, готовности к сотрудничеству и саморазвитию через предъявление, рефлексию и анализ индивидуальных достижений обучающихся.
Портфолио позволяет решать следующие задачи:
- фиксация, учёт и оценивание индивидуальных достижений обучающегося;
- динамики развития профессионально – значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов и других свидетельств;
- оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной, производственной, проектной деятельности;
- формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность;
- поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореализации обучающихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
- совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально – личностного саморазвития.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности. Это помогает обучающемуся осознавать свой уровень компетентности, соотнести индивидуальные возможности с требованиями колледжа, образовательного стандарта, рынка труда. А главное, работа с портфолио дает возможность для дальнейшего совершенствования. Использование портфолио позволяет не только осуществлять оценку, но и развивать рефлексию студента как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития.

Рефлексия – это умение оценивать свой собственный опыт. Она не возникает сама по себе, а является результатом целенаправленного обучения.
Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования.
Было бы справедливо сказать, что рефлексия – один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях.
При этом можно отметить, что цель создания портфолио сводится к демонстрации прогресса студента по результатам обучения, и акцент делается не на том, чего студент не знает и не умеет, а на том, что он знает и умеет, а также в связи теории и практики.

Портфолио могут быть самыми разными по форме. Его структура зависит от конкретных целей обучения, содержания образования, возраста обучающегося, их уровня развития и даже опыта работы с портфолио.
В нашем колледже разработано положение о портфолио в соответствии с котором портфолио оформляется и пополняется обучающимся с первого курса.
На втором курсе при проведении экзамена по ПМ 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода», который нами проводится в форме экзамена по принципу «здесь и сейчас» и в форме «анализа портфолио обучающихся».

Согласно положению о портфолио в его состав должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности.
Портфолио состоит из следующих частей и разделов:
I. Общая часть: титульный лист; содержание портфолио; личные данные;
II. Накопительная часть:
- обязательные документы;
- дополнительные документы
- приложения.
III. Перечень документов.
В разделе «Обязательные документы» необходимо иметь:
1. Характеристики с мест прохождения учебной/производственной практики.
2. Дневники по учебной / производственной практике;
3. Аттестационный(ные) лист(ы) по учебной / производственной практике;
4. Результаты промежуточной аттестации
В разделе «Дополнительные документы» могут быть представлены:
- оформленные листы-бланки с приложениями:
1) «Перечень моих достижений» с приложением дипломов, сертификатов, свидетельств, грамот или выписки из приказов;
2) «Посещение кружков, секций и других объединений» с приложением отзыва об участии в работе кружка, секции и др.;
3) «Творческие, исследовательские, проектные, учебные и другие работы» с приложением рецензий или отзывов на них;
4) Дополнительное образование «Свидетельства и удостоверения» с приложением копий документов;
5) «Результаты мониторинга посещаемости» за подписью зав. отделениями;
- отзыв об участии в общественной жизни колледжа от зам. директора по ВР;
- копии статей из средств массовой информации: газет, жур¬налов и других изданий;
- информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт;
- видеоматериалы, демонстрирующие индивидуальные достижения обучающих и др.

Очень важно грамотно организовать начало работы. Для этого необходимо довести до сведения обучающихся положение о портфолио, разъяснить назначение и технологию ведения портфолио. Для объективности оценивания результатов деятельности – познакомить с критериями оценивания портфолио. Студенты должны быть обеспечены необходимыми формами, бланками, рекомендациями. В течение всей работы направлять и помогать ранжировать документы.
Это позволит организовать сотрудничество и спроектировать обратную связь преподавателя со студентом, у которого появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

Портфолио должно фиксировать все достижения студента и следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения, включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.
Преимущества технологии «Портфолио»:
- Позволяет индивидуально подходить к каждому студенту, который обладает своими уникальными способностями, потребностями и сильными сторонами;
- Предоставляет основу для последующего анализа и планирования, с тем, чтобы обнаружить препятствия к личному успеху и найти способы их ликвидации;
- Позволяет самим студентам стать активными участниками процесса оценки и определение дальнейших целей их профессионального роста;
- Расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты обучения.

Таким образом, портфолио позволяет проанализировать свою работу, собственные успехи, обобщить и систематизировать личностно-значимые достижения, объективно оценить свои возможности и увидеть способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Литература:
1. Баранов С.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – С.34.
2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: Эгвес, 1996. - С.17.
3. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб., 2003.
4. Йоренсен, Л. Оценка рефлексии с помощью портфолио / Л. Йоренсен, С. Хансен // Перемена. – 2004. – т. 5. – № 4. – с. 5–11.
5. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996. – С.245.
6. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»// Директор школы.-2004. - № 7.- с. 45 - 48.
7. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. - с. 56 - 59.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar