- 1.7 Рейтинг
- 3925 Просмотров
- Обсудить
ГАПОУ Ишимбайский нефтяной колледж,
г. Ишимбай, Республика Башкортостан
Аннотация: Обобщение опыта применения тестового контроля знаний на уроках «Технической механики».
Современное производство, определяющееся высокой механизацией и автоматизацией, предлагает использование большого количества разнообразных машин, механизмов, приборов и других устройств. Конструирование, изготовление, эксплуатация машин невозможна без знаний в области механики. Техническая механика – дисциплина, вмещающая в себя основные механические дисциплины: теоретическую механику, сопротивление материалов, детали машин и является связующим звеном между общетехническими и специальными дисциплинами, способствует формированию компетенций, необходимых в производственной деятельности.
Контроль знаний студентов занимает важное место в процессе обучения. Техническая механика предусматривает текущий контроль (устный опрос, контрольные работы, расчетно-графические задания) и итоговый контроль результатов освоения (экзамен).
Внедряя в учебный процесс такую форму итогового контроля знаний, как тестирование, я пришла к однозначному выводу: тестовые формы заданий требуют предварительного обучения студентов приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий на уроках. Только овладение этой технологией позволяет в дальнейшем успешно применять тесты для итоговой проверки знаний. Я использую тесты на всех этапах занятия – для проверки домашнего задания, для тематической проверки знаний и умений, в заключительной части занятия – для закрепления полученных знаний.
Техническая механика оперирует сложным, многокомпонентным понятийным аппаратом, широко используемым в научных исследованиях, практической инженерной деятельности и при изучении специальных дисциплин. Есть понятия, которые студент должен знать обязательно, поэтому вопросы на такие понятия включаю в тесты при изучении всех последующих тем, с разной формулировкой. Например:
Механическим напряжением называется мера интенсивности...
1) Внутренних сил.
2) Внешних сил.
3) Внешних и внутренних сил.
Механическое напряжение – это критерий…
1) Прочности.
2) Жесткости.
Продолжите фразу: Внутренняя сила, приходящаяся на единицу площади поперечного сечения стержня – это…
Продолжите фразу: Механическое напряжение – это…
Продолжите фразу: Для того чтобы оценить прочность конструкции расчетным путем необходимо…
При изучении раздела «Детали машин» активно применяю тесты для самостоятельной работы студентов на уроке. Для этого я разработала учебное пособие, которое содержит в лаконичной форме учебный материал, тестовые задания, контрольные вопросы и задачи.
Студенты, работая с тестами, сознательно конспектируют, присутствует обратная связь, отслеживается качество усвоения изучаемого материала.
Поясню на примере изучения темы «Зубчатые передачи». Используя пособие, студенты должны ответить на вопросы теста:
1). Для каких целей нельзя применить зубчатую передачу?
1) Передача вращательного движения с одного вала на другой
2) Бесступенчатое изменение частоты вращения одного вала по сравнению с другим
3) Превращение вращательного движения вала в поступательное
2). Сравнивая зубчатые передачи с другими механическими передачами, отмечают:
1) Сложность контроля зубьев;
2) Невозможность проскальзывания;
3) Высокий КПД;
4) Малые габариты;
5) Шум при работе;
6) Большую долговечность и надежность;
7) Возможность применения в широком диапазоне моментов, скоростей, передаточных отношений.
Сколько из перечисленных свойств можно отнести к отрицательным и какие?
3). Можно ли при неизменной передаваемой мощности с помощью зубчатой передачи получить больший крутящий момент на выходе передачи?
1) Нельзя
2) Можно, уменьшая частоту вращения ведомого вала
3) Можно, увеличивая частоту вращения ведомого вала
4) Можно, но с частотой вращения валов это не связано
4). Каким материалам для изготовления небольших зубчатых колес закрытых передач следует отдавать предпочтение?
1) Среднеуглеродистые стали обыкновенного качества без термообработки.
2) Среднеуглеродистые качественные и хромистые легированные стали нормализованные, термически улучшенные.
3) Малоуглеродистые и легированные стали с поверхностной химико-термической обработкой
5). Прирабатываемые зубчатые колеса имеют твердость…
1) ≥ 350НВ
2) ≥45 НRC
3) 40 НRC
4) ≤ 350НВ
6). Какие нагрузки вызывают излом зубьев?
1) Радиальная
2) Осевая
3) Окружная
4) Все перечисленные
И так далее.
Провожу уроки, на которых тестовая проверка знаний проводится в форме игр, таких как: «Своя игра», «Сто к одному», «Студенты нового поколения», «Техническая страна механика», «В мире зубчатых передач». Эти мероприятия вызывают живой интерес у студентов, и кроме дидактических целей, реализуют развивающие и воспитательные цели, направленные на формирование общих компетенций.
При контроле знаний по разделам дисциплины студенты получают тесты по вариантам, в которых оценки выставляются за выполнение заданий в зависимости от уровня сложности: А – теоретические вопросы, Б и С – вопросы и задачи, требующие традиционного ответа и решения. Такое сочетание тестовых заданий с традиционными вопросами позволит повысить достоверность результатов проверки знаний и умений студентов, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать факты, прибегать к доказательствам.
Для контроля знаний на уроке использую также компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Тесты я составляю в программе «Айрен 2.3» (автор - Сергей Останин). Айрен — это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах.
Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию. При сетевом тестировании преподаватель видит на своем компьютере подробные сведения об успехах каждого из студентов. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве, где их в дальнейшем можно просматривать и анализировать с помощью встроенных в программу средств.
Кроме того, предусмотрено создание тестов в виде автономных исполняемых файлов, которые можно раздать обучающимся для прохождения тестирования без использования сети и без сохранения результатов. Такой режим ориентирован, прежде всего, на тесты, предназначенные для самопроверки. Студенту, чтобы приступить к тестированию, достаточно запустить полученный файл на любом компьютере с Windows, установка каких -либо программ для этого не требуется [1]. После прохождения отдельных тем дисциплины я провожу компьютерный тестовый контроль, но в силу загруженности компьютерных классов постоянно проводить тестовый контроль знаний невозможно.
Таким образом, для меня и моих студентов работа с тестами на уроке может быть не только полезной, но и интересной, при этом не уменьшается «живое общение», более того, идет активное развитие универсальных учебных действий.
Источники информации:
1. Программа тестирования знаний Айрен http://www.irenproject.ru/ © 2009–2015 Сергей Останин.
2. Мархель И.И. Детали машин /И.И. Мархель– Форум, Инфра – М, 2011. – 448с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.