☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » I-Всероссийский фестиваль Профобразование XXI века » Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании

Применение тестового контроля знаний на уроках «Технической механики»
Оксанич Людмила Васильевна
ГАПОУ Ишимбайский нефтяной колледж,
г. Ишимбай, Республика Башкортостан

Аннотация: Обобщение опыта применения тестового контроля знаний на уроках «Технической механики».

Современное производство, определяющееся высокой механизацией и автоматизацией, предлагает использование большого количества разнообразных машин, механизмов, приборов и других устройств. Конструирование, изготовление, эксплуатация машин невозможна без знаний в области механики. Техническая механика – дисциплина, вмещающая в себя основные механические дисциплины: теоретическую механику, сопротивление материалов, детали машин и является связующим звеном между общетехническими и специальными дисциплинами, способствует формированию компетенций, необходимых в производственной деятельности.

Контроль знаний студентов занимает важное место в процессе обучения. Техническая механика предусматривает текущий контроль (устный опрос, контрольные работы, расчетно-графические задания) и итоговый контроль результатов освоения (экзамен).

Внедряя в учебный процесс такую форму итогового контроля знаний, как тестирование, я пришла к однозначному выводу: тестовые формы заданий требуют предварительного обучения студентов приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий на уроках. Только овладение этой технологией позволяет в дальнейшем успешно применять тесты для итоговой проверки знаний. Я использую тесты на всех этапах занятия – для проверки домашнего задания, для тематической проверки знаний и умений, в заключительной части занятия – для закрепления полученных знаний.

Техническая механика оперирует сложным, многокомпонентным понятийным аппаратом, широко используемым в научных исследованиях, практической инженерной деятельности и при изучении специальных дисциплин. Есть понятия, которые студент должен знать обязательно, поэтому вопросы на такие понятия включаю в тесты при изучении всех последующих тем, с разной формулировкой. Например:

Механическим напряжением называется мера интенсивности...

1)​ Внутренних сил.

2)​ Внешних сил.

3)​ Внешних и внутренних сил.

Механическое напряжение – это критерий…

1)​ Прочности.

2)​ Жесткости.

Продолжите фразу: Внутренняя сила, приходящаяся на единицу площади поперечного сечения стержня – это…

Продолжите фразу: Механическое напряжение – это…

Продолжите фразу: Для того чтобы оценить прочность конструкции расчетным путем необходимо…

При изучении раздела «Детали машин» активно применяю тесты для самостоятельной работы студентов на уроке. Для этого я разработала учебное пособие, которое содержит в лаконичной форме учебный материал, тестовые задания, контрольные вопросы и задачи.

Студенты, работая с тестами, сознательно конспектируют, присутствует обратная связь, отслеживается качество усвоения изучаемого материала.

Поясню на примере изучения темы «Зубчатые передачи». Используя пособие, студенты должны ответить на вопросы теста:

1). Для каких целей нельзя применить зубчатую передачу?

1)​ Передача вращательного движения с одного вала на другой

2)​ Бесступенчатое изменение частоты вращения одного вала по сравнению с другим

3)​ Превращение вращательного движения вала в поступательное

2). Сравнивая зубчатые передачи с другими механическими передачами, отмечают:

1)​ Сложность контроля зубьев;

2)​ Невозможность проскальзывания;

3)​ Высокий КПД;

4)​ Малые габариты;

5)​ Шум при работе;

6)​ Большую долговечность и надежность;

7)​ Возможность применения в широком диапазоне моментов, скоростей, передаточных отношений.

Сколько из перечисленных свойств можно отнести к отрицательным и какие?

3). Можно ли при неизменной передаваемой мощности с помощью зубчатой передачи получить больший крутящий момент на выходе передачи?

1)​ Нельзя

2)​ Можно, уменьшая частоту вращения ведомого вала

3)​ Можно, увеличивая частоту вращения ведомого вала

4)​ Можно, но с частотой вращения валов это не связано

4). Каким материалам для изготовления небольших зубчатых колес закрытых передач следует отдавать предпочтение?

1)​ Среднеуглеродистые стали обыкновенного качества без термообработки.

2)​ Среднеуглеродистые качественные и хромистые легированные стали нормализованные, термически улучшенные.

3)​ Малоуглеродистые и легированные стали с поверхностной химико-термической обработкой

5). Прирабатываемые зубчатые колеса имеют твердость…

1)​ ≥ 350НВ

2)​ ≥45 НRC

3)​ 40 НRC

4)​ ≤ 350НВ

6). Какие нагрузки вызывают излом зубьев?

1)​ Радиальная

2)​ Осевая

3)​ Окружная

4)​ Все перечисленные

И так далее.

Провожу уроки, на которых тестовая проверка знаний проводится в форме игр, таких как: «Своя игра», «Сто к одному», «Студенты нового поколения», «Техническая страна механика», «В мире зубчатых передач». Эти мероприятия вызывают живой интерес у студентов, и кроме дидактических целей, реализуют развивающие и воспитательные цели, направленные на формирование общих компетенций.

При контроле знаний по разделам дисциплины студенты получают тесты по вариантам, в которых оценки выставляются за выполнение заданий в зависимости от уровня сложности: А – теоретические вопросы, Б и С – вопросы и задачи, требующие традиционного ответа и решения. Такое сочетание тестовых заданий с традиционными вопросами позволит повысить достоверность результатов проверки знаний и умений студентов, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать факты, прибегать к доказательствам.

Для контроля знаний на уроке использую также компьютерное тестирование. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Тесты я составляю в программе «Айрен 2.3» (автор - Сергей Останин). Айрен — это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах.

Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию. При сетевом тестировании преподаватель видит на своем компьютере подробные сведения об успехах каждого из студентов. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве, где их в дальнейшем можно просматривать и анализировать с помощью встроенных в программу средств.

Кроме того, предусмотрено создание тестов в виде автономных исполняемых файлов, которые можно раздать обучающимся для прохождения тестирования без использования сети и без сохранения результатов. Такой режим ориентирован, прежде всего, на тесты, предназначенные для самопроверки. Студенту, чтобы приступить к тестированию, достаточно запустить полученный файл на любом компьютере с Windows, установка каких -либо программ для этого не требуется [1]. После прохождения отдельных тем дисциплины я провожу компьютерный тестовый контроль, но в силу загруженности компьютерных классов постоянно проводить тестовый контроль знаний невозможно.

Таким образом, для меня и моих студентов работа с тестами на уроке может быть не только полезной, но и интересной, при этом не уменьшается «живое общение», более того, идет активное развитие универсальных учебных действий.

Источники информации:

1.​ Программа тестирования знаний Айрен http://www.irenproject.ru/ © 2009–2015 Сергей Останин.

2.​ Мархель И.И. Детали машин /И.И. Мархель– Форум, Инфра – М, 2011. – 448с.
Категория: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании | Добавил: Александр (28.08.2016)
Просмотров: 114 | Теги: Применение тестового контроля знани | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
avatar