- 1.2 Рейтинг
- 13893 Просмотра
- Обсудить
Панфилова Елена Николаевна, преподаватель специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж», г.Бутурлиновка
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж», г.Бутурлиновка
Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам. Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала. В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России. Федеральные государственные образовательные среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов.
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях определило необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Предназначение стандарта – нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих общими и профессиональными компетенциями, адекватными знаниями, общечеловеческими ценностными установками. Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив, запросов личности, семьи, общества и государства. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО программа подготовки специалистов среднего звена реализуется профессиональной образовательной организацией, в том числе и через внеурочную деятельность. Это означает, что профессиональная образовательная организация обязана обеспечить развитие обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Именно поэтому необходимо предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной траектории, сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и т.п.
Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных занятий, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся. Такие акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. Профессиональная образовательная организация должна дать каждому обучающемуся возможность стать таким, каким он хочет, к чему у него есть способности. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний, навыков и способностей коммуницировать.
Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностью. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию выпускника. В этой связи основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися общих компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования. Следовательно, эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Таким образом, одним из направлений организации педагогического процесса, способствующих формированию общих компетенций и реализующих требования Федеральных государственных образовательных стандартов можно по праву считать внеурочную деятельность, в частности кружковую работу. Занятия в кружках способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации обучающихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий, лабораторных и практических работ, участия в конкурсах и открытых мероприятиях. Кружок – это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традицион¬ной формой добровольного объединения обучающихся. Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, культуры, искусства, экономики. Очень важно, чтобы результаты деятельности обучающихся в кружках становились достоянием всего колледжа, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, связанный, прежде всего, с будущей профессиональной деятельностью. Для контроля результатов кружковой работы могут быть использованы следующие формы: конкурсы профессионального мастерства, творческие задания, эссе, круглый стол, диспут, дискуссия, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, тренинги, творческие проекты в рамках одной дисциплины, междисциплинарные и профессиональные проекты, презентации, компьютерные симуляции, виртуальные проекты и др. Занятия в рамках кружковой работы осуществляются через сформированные мобильные группы численностью не менее 10-15 человек.
В ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический колледж» при обучении на специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» уделяется особое внимание работе кружка «Экономико-бухгалтерские вести». Работа кружка осуществляется в соответствии с планом работы кружка, разрабатываемым на каждый учебный год. В плане определяются цели и задачи кружка, основная тема, над которой работают обучающиеся, разрабатываются индивидуальные задания для каждого члена кружка. Работа членов кружка освещается на сайте образовательной организации. С целью демонстрации положительного опыта работы в конце учебного года проводятся открытые заседания кружка, посвященные определенной теме. Члены кружка проводят «выездные заседания» в других образовательных организациях, например, реализуя проекты по развитию финансовой грамотности.
Положительным является тот факт, что в кружковой работе задействованы обучающиеся всех курсов специальности, что позволяет организовать взаимодействие, и обеспечит чувство товарищества, привить коллективный дух и объединить обучающихся на основе стремления к достижению общей цели. Таким образом, кружкова работа направлена на решение задач не только формирования профессиональных компетенций, но и обеспечивает как воспитательную функцию, так и способствует социализации обучающихся. Кружковая работа в полной мере отвечает целям внеурочной деятельности в колледже, обеспечивая содействие в достижении планируемых результатов обучающихся в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена.
Список источников информации:
1. Порядок организации внеурочной работы в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, проект
2. Байназаров Р. Воспитательно – образовательное значение кружковой работы школьников. Современная педагогика. 1979, № 3, с 37-40
3. Соломон Д.М. Активизация познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе. М.,1978, с 17.
4. Сысоев В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей. Воспитание школьников. 1981, с 30-32.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.