- 0.0 Рейтинг
- 2333 Просмотра
- Обсудить
Додонова Инна Викторовна, преподаватель
ФГБОУ ВО ОмГУПС СП СПО
«Омский техникум железнодорожного транспорта»
Аннотация: Данная методическая разработка предназначена для преподавателей средних учебных заведений и может быть использована при прохождении раздела «Язык и речь» дисциплины «Русский язык». Основная цель разработки - описание методического опыта по проведению открытого занятия. Разработка включает в себя пояснение особенностей проведения и план занятия. Методы и приёмы практического занятия позволяют совершенствовать методику преподавания дисциплины «Русский язык», активизируют мыслительную и познавательную деятельность студентов.
Ключевые слова: практическое занятие, стиль, русский литературный язык, тип речи, речевые жанры
Methodical development of an open lesson on the discipline "Russian language" on the topic "Making a coherent statement on a given topic"
Dodonova Inna Viktorovna
Abstract: This methodological development is intended for teachers of secondary educational institutions and can be used when passing the section "Language and speech" of the discipline "Russian language". The main purpose of the development is to describe the methodological experience of conducting an open class. The development includes an explanation of the features of the conduct and the lesson plan. Methods and techniques of practical training allow to improve the methodology of teaching the discipline "Russian language", activate the mental and cognitive activity of students.
Keywords: practical lesson, style, Russian literary language, type of speech, speech genres
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей средних учебных заведений и может быть использована при прохождении раздела «Язык и речь» дисциплины «Русский язык и литература». Основной целью разработки является описание методического опыта по проведению открытого занятия. Разработка включает в себя план занятия, который состоит из следующих этапов: организационного момента, подготовки студентов к изучению нового материала, актуализации опорных знаний, применения знаний, умений и навыков. выполнения практической работы, анализа результатов работы и ее проверки, исправления ошибок, устранения пробелов в знаниях, подведения итогов занятия, оформления отчёта. Методы и приёмы практического занятия позволяют совершенствовать методику преподавания дисциплины «Русский язык», активизируют мыслительную и познавательную деятельность студентов. Преимуществом обучения студентов на данном занятии является умение применять теоретические знания по русскому языку при анализе конкретных коммуникативных ситуаций, грамотно и чётко формулировать свои мысли в письменной форме речи, стилистически анализировать текст, группировать слова в зависимости от стилистической окраски, составлять с предложенными словами предложения или микротексты, отвечающие требованиям определенного стиля речи. Основные цели занятия - знание функциональных стилей русского литературного языка, их общей характеристики; умение определять стиль текста, производить частичный речеведческий и лингвостилистический анализы текста. Цели занятия достигаются с помощью следующих методов и приёмов проведения занятий: актуализации знаний по теме, индивидуальной работы студентов по теме занятия, обобщения материала, работы с опорным конспектом, выполнение заданий практической работы.
Учебно-методический план открытого занятия
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: практическое занятие
Цели занятия: образовательные:
знать функциональные стили, их общую характеристику: назначение, сферы использования, речевые жанры, стилевые особенности;
уметь создавать письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;
уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных задач;
развивающие:
развивать самостоятельность мышления;
систематизировать знания по теме «Текст как произведение речи»;
воспитательные:
прививать культуру учебного труда;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Оснащение занятия: дидактический материал с пояснением к работе по теме «Составление связного высказывания на заданную тему».
I. Организационный момент. Приветствие студентов. Объявление темы и целей учебного занятия.
II. Основной этап.
- Подготовка студентов к применению знаний, умений и навыков.
Фронтальный опрос:
1. Дайте определение понятию «стиль».
2. В чём особенность цепной связи между предложениями текста?
3. В чём особенность параллельной связи между предложениями текста?
4. Перечислите основные признаки текста?
5. Дайте определение понятию «тип речи».
Сообщение темы практической работы «Составление связного высказывания на заданную тему»
- Применение знаний, умений и навыков.
Выполнение практической работы.
Цель работы: владеть умением создавать письменные монологические и диалогические высказывания различных функциональных стилей, типов речи в учебно-научной сфере общения в соответствии с определённой темой
Предложенные задания практической работы
Вариант 1
Задание 1. Создайте 3 письменных текста в соответствии с темой, стилем и типом речи, видом грамматической связи между предложениями высказывания (5-10 предложений)
- Тема «Мечта моей жизни», художественный стиль, тип речи - рассуждение, последовательный вид связи между предложениями.
- Тема «Чтение книги – это труд или отдых», публицистический стиль, тип речи - повествование, параллельный вид связи между предложениями.
- Тема «Самое любимое место в городе (деревне, посёлке и т.д.)», разговорный стиль, тип речи - описание, последовательный вид связи между предложениями.
Задание 2. Составьте микротексты (по 2-3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы: да и; а не то
Вариант 2
Задание 1. Создайте 3 письменных текста в соответствии с темой, стилем и типом речи, видом грамматической связи между предложениями высказывания (5-10 предложений).
- Тема «Лучший друг моей жизни», разговорный стиль, тип речи – описание, параллельный вид связи между предложениями.
- Тема «Победа над слабым – это поражение?», публицистический стиль, тип речи – рассуждение, последовательный вид связи между предложениями.
- Тема «Где бы я хотел жить», художественный стиль, тип речи - повествование, последовательный вид связи между предложениями.
Задание 2. Составьте микротексты (по 2-3 небольших предложения), в которых уместно был бы употреблен характерный для разговорного стиля союз: не то.., не то
Анализ результатов работы и ее проверка, исправление ошибок, устранение пробелов в знаниях.
III. Заключительный этап
Подведение итогов занятия. Оформление отчёта
Содержание отчёта:
1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005. 2. Цель работы. 3. Задание. 4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием. 5. Ответы на контрольные вопросы. 6. Вывод
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «стиль».
2. В чём особенность цепной связи между предложениями текста?
3. В чём особенность параллельной связи между предложениями текста?
4. Перечислите основные признаки текста?
5. Дайте определение понятию «тип речи».
IV. Заключительный этап. Домашнее задание.
Знать теоретический материал по стилям литературного языка
Список литературы
- Гольцова Н.Г. Русский язык. В 2 частях: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: Ч. 2 / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина // Москва: Русское слово. - 2021. - 391 с.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы // Москва: Просвещение - 2017. - 268 с.
- https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya.html