- 1.0 Рейтинг
- 5010 Просмотров
- Обсудить
ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж», г.Бронницы
Развитие познавательной активности и общих учебных умений важны, но в формировании современного специалиста этого недостаточно. Именно поэтому в педагогической науке и практике обратились к понятию «компетентность».
Компетентность не может быть определена только через сумму знаний и умений, так как важная роль в её проявлении принадлежит обстоятельствам. Данная особенность компетенции позволяет утверждать, что компетентность – специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определённого действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания и понимание ответственности за свои действия. Согласно этому можно выделить не только учебные компетенции, но и социальные, которые помогут будущему специалисту успешно сотрудничать с другими людьми, отстаивать свою позицию. Как показывает наш опыт, социальные компетенции формируется не только в процессе учебной работы со студентами, но и во время кураторской работы. Именно в процессе кураторской работы происходит формирование личностных качеств студента, повышающих конкурентоспособность будущего специалиста.
История института кураторства достаточна длительна. Ещё в 1903 году император Николай 11 утвердил Инструкцию для работы кураторов учебного заведения, в которой главными были следующие положения :
1. Кураторы являются руководителями студентов, ходатаями перед соответствующими академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов.
2. Кураторы избираются из числа профессоров и преподавателей на один год по одному на курс.
3. Кураторы образуют комиссию под председательством директора для совместного обсуждения дел.
4. Кураторы устраивают совещания с курсовыми старостами.
5. Комиссия кураторов дает заключение по делам научных и литературных кружков, кружков для занятий искусством и физическими упражнениями.
С тех пор институт кураторства в российских учебных заведениях не прекращал своего существования. Однако в начале 90-х гг. ХХ в. вследствие объективных внешних причин, в данном направлении деятельности высшей школы произошёл некоторый спад. Кураторская работа стала проводиться формально и бессистемно: многие преподаватели воспринимали её как обременительную нагрузку, что не могло не сказаться на качестве воспитательной работы, на уровне адаптации студентов к специфике образовательного процесса в учебном заведении.
Как показывает наш многолетний опыт работы воспитательной работы со студентами младших курсов МОГАДК, куратор - это преподаватель, помогающий, прежде всего, успешной адаптации вчерашних школьников к особенностям процесса обучения. Многие студенты младших курсов не могут самостоятельно правильно принять решение, им трудно рационально организовать самообразование и самовоспитание. В связи с этим задача куратора – помочь каждому первокурснику осознать важность и необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, научиться эффективно использовать время, уметь пользоваться новой степенью свободы, которая не существовала в школьном образовании: в процессе учебного процесса в средней школе всегда был постоянный контроль за ходом учебных занятий как со стороны учителей, так и со стороны родителей.
Для подтверждения значимости целенаправленной кураторской работы в адаптации студентов к специфике вузовского обучения и к особенностям организации учебной самостоятельной работы студентов младших курсов мы провели анкетирование со студентами первых курсов МОГАДК.
В анкетировании участвовала 100 студентов-первокурсников. Анкета состояла из трех вопросов:
1. С кем вы хотели бы решать проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности?
2. Какие направления деятельности для куратора группы, на ваш взгляд, являются основными?
3. Как вы считаете, нужен ли куратор-преподаватель для организации успешной учебы современного студента?
На первый вопрос получены следующие ответы:
— будут решать возникающие вопросы с преподавателем-куратором – 60%;
— со старостой – 5%;
— с друзьями и одногруппниками –10%;
— с родителями – 10 %;
— решаю все проблемы самостоятельно – 15%.
Подобное разнообразие ответов свидетельствует о том, что в процессе обучения у студентов возникают проблемы, которые чаще всего решаются совместно с куратором (знающим и опытным человеком).
На второй вопрос получены следующие ответы:
— куратор-педагог нужен для оказания помощи студенту в учебной деятельности, в адаптации к колледжному обучению – 54%;
— куратор необходим в организации внеучебной работы – 20%;
— куратор-педагог должен осуществлять контроль за успеваемостью – 20%;
— затрудняюсь ответить – 6%.
Результаты анализа ответов на данный вопрос выявили, что для современного студента младших курсов чрезвычайно важна помощь куратора (педагога) в решении проблем новой для обучаемых формы организации учебного процесса.
На третий вопрос получены следующие ответы:
— нужен куратор – 85% опрошенных;
— нет необходимости в кураторской помощи – 10%;
— не определились с ответом – 5%.
Результаты анкетирования продемонстрировали, что большое количество респондентов-студентов младших курсов нуждаются в оказании помощи по адаптации в специфике колледжного обучения со стороны опытного педагога-куратора.
Следует отметить, что в последнее время в учебных заведениях начинается возрождение лучших традиций кураторской работы, а также изменяются и требования к современному специалисту, который должен быть не только хорошим профессионалом, но и личностью, способной работать в команде и преодолевать препятствия при достижении цели. Подобные качества не всегда могут быть получены в процессе освоения учебных дисциплин и модулей, а могут стать результатом систематической воспитательной работы в учебном заведении. Конечно, в кураторской работе как способе формирования социальных компетенций будущего специалиста большая роль отводится преподавателю-куратору, который должен быть готов к выполнению нескольких ролей: наставник, советчик, коммуникатор, творец, руководитель и воспитатель и т. д.
Цель нашей кураторской деятельности – не только подготовка студента первого курса к продуктивной работе на учебных занятиях, его адаптация к новым требованиям и ситуациям, но и формирование в процессе воспитательной работы компетенций, необходимых для успешного освоения профессиональных знаний. В кураторской работе в МОГАДК применяются разнообразные формы взаимодействия со студенческими группами первого курса: тренинги общения, дискуссии, метафорические игры и кейс-методы, относящиеся как к сфере нравственности, так и к профессиональной деятельности.
Наиболее продуктивными были кейс-методы, которые способствовали совершенствованию взаимопонимания среди обучаемых, помогали воспринимать разные точки зрения и по возможности интерпретировать их. Метод анализа кейсов – наиболее приемлемая, по мнению многих исследователей, интерактивная технология, так как направлена скорее на формирование новых психологических умений, чем на освоение знаний. Данная форма работы позволяет преподавателю-куратору создавать такие ситуации, которые позволили студентам выйти за рамки эгоистической позиции и помогли реализовывать возможности совместной деятельности, необходимой для будущих специалистов. Следует отметить, что кейс-метод – это деловая игра в миниатюре, так как он сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений предлагаемых ситуаций. Как показывает практика использования кейс-метода, данная технология активизирует обучаемых, что, в свою очередь, повышает эффективность профессиональной подготовки, а также изменяет уровень учебной мотивации за счёт стимулирования интереса обучаемых к учебному процессу. Кейс–метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи, важные для современной подготовки специалистов в области менеджмента: овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы будущей профессиональной деятельности; отработка умения востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации; приобретение навыков применения теоретических знаний для анализа практических проблем; наглядное представление своеобразия принятия решения в ситуации неопределенности и т. д. При использовании данного метода важно учитывать, что кейсы можно использовать и в системе воспитательной работы студентов первого курса с учетом ряда характеристик: во-первых, кейс должен соответствовать целям кураторской работы; во-вторых, кейс должен быть максимально приближен к будущей реальной профессиональной деятельности; в-третьих, задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения, материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике учебного и воспитательного процесса. На наш взгляд, для обеспечения высокой результативности кейс-метод предъявляет и особые требования и к куратору — преподавателю. Он, как правило, выступает как организатор совместной творческой деятельности, пробуждая в каждом участнике стремление выразить свою точку зрения. В процессе реализации кейс-метода преподаватель не сообщает студентам готового решения той или иной рассматриваемой управленческой или нравственной проблемы: он лишь помогает искать способы её разрешения. Важно, что данная технология способствует формированию не только творчески активного профессионала, но и сознательной ответственной личности, которая в дальнейшей деятельности сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той или иной управленческой задачи, и, самое главное, преодолевать их.
Кейс-метод позволяет, по нашему мнению, научить студентов аргументировать свою позицию, вносить интересные идеи и ставить творческие цели, а также следить за эмоциями и психологически верно вступать в процесс общения с другими людьми, что необходимо как для адаптации студента первого курса к обучению, так и для успешной будущей деятельности современного профессионала. В проведении кейс-технологии, как показывает наша практика, важен и исходный материал для анализа ситуации. Материал, отобранный для проведения кейс-метода, должен отражать реальные проблемы, с которыми обучаемые сталкивались во время первого года обучения. Необходимо, по нашему мнению, чтобы сюжет кейса был в некоторой степени известен студентам, чтобы они не увлекались повествованием, а искали пути решения ситуации. Использование данного метода в кураторской деятельности позволило повысить уровень удовлетворенности профессией. Очевидно, что чем больше привлекательных сторон видит студент в будущей деятельности, тем более глубоким и положительным является отношение к ней.
Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса колледжа (2014–2016 гг.). В эксперименте участвовало 88 студентов первого курса: из них 44 входило в контрольную группу, 44 — в экспериментальную группу. В контрольной группе использовалась традиционная методика проведения кураторской работы (беседы, собрания, кураторские часы), в экспериментальной — систематическая и целенаправленная кураторская работа с активным использованием кейс-метода. После года экспериментальной работы было выявлено, что 33% студентов экспериментальной группы перешли на более высокий уровень удовлетворенности профессией (индекс удовлетворенности изменился с 0,34 на 0,54). При традиционной организации работы куратора лишь у 27% студентов контрольной группы отмечается изменение уровня удовлетворенности профессией (с 0,34 на 0,4). Также выявлено, что студенты экспериментальной группы показывают и более высокий уровень качественной успеваемости -52% по сравнению с контрольной группой – 37,5%. Таким образом, можно считать, что кейс-метод важен в организации работы куратора академической студенческой группы, так как его использование формирует творчески мыслящих специалистов с высоким индексом удовлетворенностью профессией, что необходимо как для повышения качества образовательного процесса, так и для раз — вития общества в целом.
Студенты экспериментальной группы более активно участвовали в научно-исследовательской работе. Следует отметить, что по результатам аттестатов о среднем образовании и итогам вступительных экзаменов в колледж, средний балл студентов контрольной группы был выше, чем экспериментальной.
В результате экспериментальной работы, выявлено, что преподавателям-кураторам учебных групп колледжа необходимо усилить воспитательное воздействие на студентов первых курсов активно привлекать их к научно-исследовательской деятельности, создавать основу для будущего профессионального поля. Важно отметить, что для успешной кураторской работы в формировании социальных компетенций оказывались эффективными методики и технологии, которые активизировали сферы эмоциональных переживаний студентов. Данные формы работы (тренинги общения, диалоги, рефлексивные методики) формировали уверенность студента, удовлетворенность обучением в высшем учебном заведении, определяли позитивное отношение к будущей профессии, стимулировали студентов первого курса выражать свои чувства, размышлять над убеждениями и нравственными ценностями.
В кураторской работе использовалась и такая форма работы со студенческим коллективом как организация взаимопомощи: группы, реализующие принцип взаимопомощи, более успешно адаптируются к новым условиям деятельности в первые месяцы обучения в колледже и в дальнейшем показывают более высокие показатели в учебе, чем студенческие группы, где взаимопомощь не развивается или полностью отрицается. Посредством диалогов со студентами куратор доказывает важную для развития личности идею, что, помогая другому, человек и сам совершенствуется, как справедливо отмечает в своей статье исследователь М. Наконечная: «Помощь другому — это деятельность по созиданию себя, субъективности другого и гармоничности среды человеческих отношений. Помогая другому, человек приходит к большей зрелости собственной личности и социума в целом».
Таким образом, кураторская работа должна быть понята как одно из важных направлений деятельности учебного заведения, так как она способствует формирование нравственного человека, способного осваивать нормы и ценности окружения, формировать свои убеждения. По моему мнению, в настоящее время куратор – это ключевая фигура воспитательной деятельности. Куратор – не только связующее звено между студентами и профессиональным сообществом, но и организатор внеучебной деятельности, призванный включать студентов в общественную жизнь, стимулировать будущее профессиональное творчество. Считаем, что именно с кураторов начинается переосмысление роли преподавателя в современном вузе: осуществляется выработка новых «субъект-субъектных» взаимоотношений – «студент-преподаватель», что ведёт к формированию колледжного сообщества, приобщает студентов к профессиональным ценностям, стимулирует саморазвитие.
Таким образом, для формирования творчески мыслящих специалистов необходимо повышать не только качество образовательного процесса, но и развивать традиции кураторства, которые, смогут повлиять на воспитание настоящего профессионала с активной позицией.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.