- 07.08.2019
- 12684 Просмотра
- Обсудить
ГАПОУ МО "ПК "Московия", г.Видное, Московская область
Аннотация: в статье рассмотрены современные практико-ориентированные технологии практик обучающихся, требования к прохождению практик, этапы прохождения практик, нормативно-документальное обеспечение, современные технологии обучения, практико- ориентированные технологии. Также отражены особенности организации и направленность практик, совмеренные технологиии практического обучения как практическая часть профессионального модуля.
Ключевые слова: практика обучающихся, профессиональная компетенция, демонстрационный экзамен, практико-ориентированные технологии, дуальное обучение.
Основными нормативными документами Минобрнауки РФ, регулирующими прохождение практик в образовательных организациях среднего профессионального являются:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Федеральный Государственных Стандарт среднего профессионального образования и Федеральный Государственных Стандарт среднего полного образования
• Приказ Минобразования и науки от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО» с изменениями
• Приказ Минобразования и науки от 18.04.2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих профессиональные образовательные программы СПО»
• Приказ Минобразования и науки от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» и Приказ Минобрнауки от 31.01.2014 г. № 74 «О внесение изменений в Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Минобразования и науки от 16.08.2013 г. № 968.
• Приказ Минобрнауки от 25.10.2013 г. № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов» с дополнениями
Основными требованиями Федерального Госудраственного образовательного стандарта к содержанию практического обучения в СПО является ориентация на результаты обучения, компетентностный подход, единство формирования общих и профессиональных компетенций, максимальное приближение процесса обучения к условиям будущей профессиональной деятельности, максимальное приближение процесса обучения к условиям будущей профессиональной деятельности.
Подготовка специалиста, отвечающего требованиям современного рынка труда должна быть построена в соответствии с профессиональными стандартами, должна обеспечивать способность к самообразованию и саморазвитию, повышению своего профессионального уровня, успешность в профессиональной деятельности, а также овладение навыками работы на современном технологическом оборудовании, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, креативность, заинтересованность в продвижении предприятия на рынке.
Требования законодательства реализуются через современные технологии обучения, обеспечивающие подготовку специалистов, которые включают практико-ориентированные технологии обучения, технологии активного и интерактивного обучения, использование современного профессионального оборудования по стандартам Ворлдскиллс, создание максимально приближенных условий практической профессиональной деятельности к условиям работы предприятий реального сектора экономики, через прохождение демонстрационного экзамена.
Особенностями организации учебной практики СПО является то, что практика при необходимости может проводиться в профильных организациях, являющихся базами практики. Общими требованиями к подбору баз практик является оснащенность современным оборудованием, наличие квалифицированного персонала, а также близкое территориальное расположение базовых предприятий к образовательной организации.
Каждый вид практик имеет свою направленность. Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта, практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта, преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
На уровне образовательной организации нормативно-документационное обеспечение практик СПО строится на локальных актах таких как положение по практике, приказах о направлении на практику с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики, назначением руководителя практики от образовательной организации. Кроме того, разрабатывается положение о лабораториях и мастерских, паспорт лаборатории с перечнем оборудования и др. документами.
Этапы проведения практик включают:
1. Подготовительный: установочное занятие, формирование индивидуальных заданий на практику, знакомство с базой практики, инструктаж по охране труда и технике безопасности
2. Основной. Выполнение программы практики.
3. Заключительный. Защита отчетов. Оценка ПК.
4. Демонстрационный экзамен, как часть практического обучения.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс является завершающим этапом практики обучающихся и представляет собой форму государственной итоговой аттестации выпускников. Особенность данной формы итоговой аттестации является практическая демонстрация практических навыков выпускниками, полученными в ходе освоения основной профессиональной образовательной программы, независимая оценка выполнения заданий демонстрационного экзамена экспертным сообществом.
Сопряжение и интеграция образовательных программ с требованиями работодателей происходит через конвергенцию образовательных программ в бизнес-процессе посредством реализации системы дуального обучения и базируется на следующих принципах: организация и проведение практики; согласование и корректировка учебных планов под их запросы (создание профессионального модуля); привлечение работодателей к учебному процессу (проведение мастер-классов); оценка работодателями качества подготовки специалистов.
При планировании и организации практик в СПО должно быть разработано положение о практике образовательной организации в соответствии с Приказом Минобразования и науки от 18.04.2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих профессиональные образовательные программы СПО», все виды практик должны быть отражены в учебном плане и графике учебного процесса по очной и заочной формам обучения. В структуре профессионального модуля практика обучающихся включает программы практик и фонд оценочных средств по практикам, причем формирование умений и профессиональных компетенций зависит от качества содержания программ профессионального модуля.
Таким образом, процесс прохождения практик обучающихся, соответствующих современным условиям рынка обеспечит качественный скачек в подготовке квалифицированных специалистов отраслей экономики России.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный Государственных Стандарт среднего профессионального образования и Федеральный Государственных Стандарт среднего полного образования
2. Приказ Минобразования и науки от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам СПО» с изменениями
3. Приказ Минобразования и науки от 18.04.2013 г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих профессиональные образовательные программы СПО»
4. Приказ Минобразования и науки от 16.08.2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СПО» и Приказ Минобрнауки от 31.01.2014 г. № 74 «О внесение изменений в Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Минобразования и науки от 16.08.2013 г. № 968.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.