Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2021 » Март » 25

Стандарты Worldskills как основа для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста

Демура Марина Юрьевна, преподаватель
КГБ ПОУ Хабаровский автомеханический колледж, г. Хабаровск, Хабаровский край

Аннотация: Использование преподавателями активных методов образования для участия в чемпионатах WORLDSKILLS способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Международная стажировка в г. Харбин КНР.
Ключевые слова: WS компетенции 33 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей», чемпионат WORLDSKILLS, демонстрационный экзамен.


Мы входим в новый уклад жизнедеятельности. Скорость жизни опережает скорость статистического накопления информации человеком. В ближайшие 5–7 лет произойдут существенные изменения во всех массовых профессиональных сферах деятельности. В связи с распространением робототехники, новых материалов, мобильных приборов и устройств произойдет существенное изменение стандартов качества и производительности труда.
Границы профессий и компетенций расширяются уже сегодня. Повседневным и обычным становится применение робототехники и систем поддержки принятия решений.

При этом сегодня нет способов и методик проектирования профессиональной успешности, соответствующих времени.
Как показывает практика, уже сегодня в техникумах необходимо обучать студентов не устаревшим профессиям и специальностям, а учить их перспективным профессиям, которые будут востребованы на рынке труда через 3–5 лет. Когда лет 5 назад я услышала, что недалеком будущем исчезнет профессия водитель, не поверила, но в этом году в Харбине это увидела. Автобусы передвигаются по городу без водителей.

Сама необходимость внедрения новых специальностей сейчас связана не с их развитием, а с подготовкой новых программ обучения. Сегодня крайне ограничены знания педагогов и мастеров системы СПО о передовых международных стандартах, о технологиях организации обучения, оценке качества профобразования, критериях организации и оценки профессиональных компетенций обучающихся. В образовательных программах учебных заведений системы СПО отсутствуют квалификационные требования, соответствующие мировым. По всем компетенциям WorldSkills сложность задания превышает требования образовательных стандартов РФ.
Оснащение конкурсных мест чемпионата мира принципиально отличается от существующего оснащения мастерских и лабораторий учебных заведений в России. Учебно-методическое обеспечение профессий и специальностей в техникумах не соответствует пока мировому уровню развития профессий.

Учебные программы разрабатываются на основе ФГОС. Системообразующим компонентом ФГОС СПО является характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам деятельности образовательного процесса. Модульное построение учебного процесса даёт возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований в соответствии с международными стандартами.
Сравнительный анализ конкурсных заданий по стандартам WS и профессиональным модулям ФГОС показал, что в профессиональных стандартах WS трудовые функции представлены намного шире, чем виды профессиональной деятельности в ФГОС.

Для профессий и специальностей специальность группы 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта» срочно необходима реализация образовательных модулей с учетом стандартов WS. Необходимо отметить, что техническое описание WS компетенции 33 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» с содержащимися в нем квалификационными требованиями к участнику являются профессиональными стандартами на высоком международном уровне.

Принимая участие в качестве главного эксперта в чемпионате WORLDSKILLS по компетенции 33 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» и неоднократно участвуя в приеме демонстрационного экзамена в качестве главного эксперта по этой же компетенции, пришла к выводу, что учить по старому больше нельзя.
Работая над совершенствованием содержания образования и повышениям его качества пришла к выводу, что эффективность моей деятельности зависит от многих факторов.

Для того, чтобы подготовить студентов к участию в чемпионатах WORLDSKILLS, и самое важное к успешной сдаче демонстрационного экзамена, необходимо умело владеть современными образовательными технологиями.
Активное использование современных образовательных технологий осуществляю в следующих направлениях:
• совершенствование содержания образования для участия в чемпионатах WORLDSKILLS;
• внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий в том числе и WORLDSKILLS;
• использование активных методов обучения.

Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются, конечно, его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении профессиональных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
Активное обучение для подготовки к чемпионатам WORLDSKILLS предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Общие задачи подготовки специалиста также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда должен помнить, что обучение — это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание студентов. Для развития творческого профессионального мышления широко использую методы активного обучения для развития познавательных интересов и способностей - самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач.

Когда студенты приходят в аудиторию, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео или дистанционных лекций, применяя технологию «Перевернутый класс» достигла огромного результа, студенты выпускной группы в количестве 23 человек, обучающиеся по специальности 23.02.07 сдали демонстрационный экзамен на отлично.

В результате использования активных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию и участия в движении WORLDSKILLS, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении, а на основе слияния образовательных и информационных технологий формируется принципиально новый, подход к образовательному процессу. Это способствует формированию современного мышления при подготовке специалистов любого профиля.

Использование преподавателями активных методов образования для участия в чемпионатах WORLDSKILLS способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов, это я подчеркнула, когда проходила международную стажировку в г. Харбин КНР.

Что вообще мы знаем о восточных методиках обучения? В целом, немного, за исключением их высоких результатов. Китайские методы обучения существенно отличаются от наших традиционных — в выполнении заданий участвуют сразу все студенты. Конечно, немалое значение имеет устоявшиеся культурные традиции. Тогда как у нас на первом месте всегда стоит индивид, в Китае, напротив, все внимание уделяется группе.

Применяют проблемное обучение, основанное на самостоятельной внеаудиторной подготовке студентов и слиянии теории и практики одновременно на одном учебном занятии, работа в командах.

В преподавании используют информационные технологии (приложения для гаджетов), оборудование современное модульные стенды для ремонта автомобилей. Автомобили BMV, AUDI, MERSEDES, FORD, VOLKSWAGEN.

Чем отличаются критерии оценки качества образования в образовательных организациях Китая, там студенты сдают только экзамены по профессии, по итогам промежуточной и итоговой аттестации, нет никаких теоретических работ.
В Китае все меняется настолько быстро, что будущее приходит уже тогда, когда прошлое еще не успело уйти. Поэтому повышения квалификации дало возможность не только узнать о новых требованиях и технологиях современного образования в Китае, но, прежде всего, встретится с единомышленниками: с людьми, искренне преданными своему делу, с безграничной любовью к своему предмету, детям. Их любовь к детям просто поражает. Не одного грубого слова, не одного окрика, деловая, дружелюбная атмосфера и поэтому нет проблем с посещениями занятий.

Слушая выступления коллег из Китая, на ум приходили строчки из стихотворения Н.А. Некрасова: «Природа-мать! когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни…». Эти строчки всегда всплывают в моей памяти, когда я встречаюсь с интересными и творческими людьми. Каждый из них запоминается не только чем-то новым, чего ты еще не знаешь, но и прежде всего глубоким осмысленным взглядом, в котором угадывается самоотверженная преданность своему делу и вера в «разумное, доброе, вечное».

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Безусловно, чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Участие в международных программах это уникальная возможность получить новые знания позволяющие делать новые открытия, достигать нового уровня развития во всех сферах образования. Укрепить существующие и найти новые деловые контакты. Быть в курсе всего: инноваций, новых технологий.

Для Дальнего Востока, имеющего общие с Китаем основы формирования системы профессионального образования, могут вызывать интерес организационно-педагогические условия развития регионализации профессионального образования Китая в условиях его реформирования в соответствии с руководящими идеями теории Дэн Сяопина, концепцией «трех представительств», «научной концепцией развития», постановлением Госсовета КНР от 2 мая 2014 г. № 19 «Об ускорении развития современной системы профессионального образования».

Посетив Харбинский политехнический колледж и ознакомившись с организацией учебного процесса по специальности «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей», пришла к выводу для того чтобы качественно обучать специалистов на высоком международном уровне необходимо иметь:
- лабораторные стенды (заказать их можно в УП «НТП» Центр» адрес сайта www.ntpcentr.com;
- ввести в учебный план ряд дисциплин за счет вариативной части: «Техническое обслуживание и капитальный ремонт автомобильных кондиционеров и систем безопасности», «Техническое обслуживание и капитальный ремонт электронной системы впрыска топлива», «Техническое обслуживание и капитальный ремонт автомобильной АКПП», «Автомобильные сети информационных технологий», «Брокерская практика подержанных автомобилей», «Новая энергетическая технология транспортных средств», которые способствуют изучению сложных автомобильных систем применяемых во всём мире.
- использовать педагогические технологии, применяемые в Харбинском политехническом колледже при проведении лабораторно-практических занятий.

Список литературы
1. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876
2. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования: // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 2 / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 57-62.
3. Официальный сайт Worldskills Россия https://worldskills.ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar