Меню Международное интернет-издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Октябрь » 20

Демонстрационный экзамен, как способ определения качества навыков и определения профессиональных возможностей

Ельцов Вячеслав Андреевич, преподаватель
БПОУ УР «Глазовский технический колледж», г. Глазов, Удмуртская республика


Аннотация: подготовка студентов и площадки для проведения демонстрационного экзамена согласно стандартам Ворлдскиллс Россия. Повышение уровня развития, навыков и знаний студентов. Изменение устоявшихся методов проведения итоговых квалификационных экзаменов. Более глубокая подготовка студентов выпускников к реалиям рабочей профессии.
Ключевые слова: Демонстрационный экзамен, Worldskills Russia, Ворлдскиллс Россия


Демонстрационный экзамен — новая форма проверки знаний обучающихся, разработанная Агентством Ворлдскиллс Россия. Демэкзамен проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, навыков и умений, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и выполнять работу по конкретным специальностям в соответствии с мировыми стандартами Ворлдскиллс, российскими образовательными нормами и правилами в рамках национального проекта «Образование».

С 2017 года демонстрационный экзамен является формой государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся и выпускников по программам высшего и среднего образования, которая проводится согласно стандартам Ворлдскиллс Россия и предусматривает моделирование реальных производственных условий, независимую экспертную оценку выполнения заданий, определение уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с международными требованиями.

Демонстрационный экзамен по модели WorldSkills Russia как форма государственной итоговой аттестации направлен на независимую оценку уровня профессиональной подготовки выпускников. Целью проведения демонстрационного экзамена является определение соответствия результатов освоения образовательных программ среднего профессионального образования, требованиям стандартов WorldSkills Russia и федеральных государственных образовательных стандартов СПО по соответствующим компетенциям.

Глазовский технический колледж опыт подготовки и проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся по программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Демонстрационные экзамены на аккредитованных площадках колледжа прошли по следующим специальностям и компетенциям:
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) – Веб-технологии;
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений – Сметное дело; Технологии информационного моделирования BIM;
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) – Электромонтаж.
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования для общестроительной отрасли - Управление бульдозером.

В 2021 году выпускники специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования для общестроительной отрасли кроме традиционной формы выпускной квалификационной работы сдавали демонстрационный экзамен по компетенции «Управление бульдозером» в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами WorldSkills Russia. Идея демонстрационного экзамена такова: выпускник должен показать, уровень умений и знаний приобретенных в рамках компетенций по специальности.

Цель проведения демонстрационного экзамена в современных условиях очевидна. Однако, как и любое нововведение, демонстрационный экзамен на первых этапах внедрения сталкивается с определенными трудностями.

На первом этапе, необходимо осознать в какой форме будет проводиться демонстрационный экзамен.

В образовательных организациях демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы в следующих формах:
- в качестве процедуры государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 года №968, и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО);
- в качестве процедуры промежуточной аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией самостоятельно, в том числе по результатам освоения как одного, так и нескольких профессиональных модулей, если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего или должности служащего (квалификационный экзамен).

На базе нашего колледжа по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования для общестроительной отрасли демонстрационный экзамен проводился в качестве промежуточной аттестации, что еще раз доказывает необходимость проведения демонстрационного экзамена, как дополнение или замену устоявшемуся виду экзаменов.

На втором этапе нужно провести анализ рабочих программ, отследить все межпредметные связи, которые помогут повысить качество теоретической подготовки студентов.

При проведении такого типа работ необходимо задействовать как можно большое количество преподавателей ведущих дисциплины в рамках данной специальности и не только преподавателей спец. дисциплин, но и преподавателей ведущих общеобразовательные дисциплины. Здесь должен работать сплоченный коллектив.

На простом примере можно продемонстрировать, как знания физики и химии помогут в подготовке студента. Например, элементарные знания движения жидкости в гидравлической системе бульдозера могут повлиять на ее работоспособность, — хотя это и школьная программа, но так или иначе она может помочь студентам при подготовке к экзамену, а также проще усваивать материал выдаваемый преподавателями спец. предметниками.

Используя на своих занятиях личностно-ориентированный подход в обучении, преподаватели общеобразовательных дисциплин помогают студентам ликвидировать пробелы, оставшиеся при обучении во время учебы в школьном образовании, а также помогают студентам грамотно и осознано проходить процедуру демонстрационного экзамена. Эти элементарные знания оттачивают знания студентов в освоении новых и незнакомых для них дисциплин.

Сдача экзаменов у многих студентов вызывает стрессовое состояние, и навыки, полученные в результате изучения дисциплины «Психология общения», помогут студенту погасить страхи перед этим событием.

Дисциплина «Конструкция базовых автомобилей и тракторов», а также «Основы ремонта дорожно-строительных машин и тракторов» позволяют студенту приобрести знания, которые позволят ему намного проще ориентироваться в устройстве и принципе работы дорожно-строительной техники.

При сдаче демонстрационного экзамена студент должен уметь читать гидравлические схемы. Изучая дисциплину «Приводы и механизмы подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», студенты знакомятся с гидравлическим и пневматическим оборудование дорожно-строительной техники.

Одна из важных задач при сдаче демонстрационного экзамена – умение проводить техническое обслуживание дорожно-строительной техники. Дисциплина «Организация технического обслуживания и текущего ремонта подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» проводимая в рамках специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования для общестроительной отрасли дает необходимые знания в этой сфере деятельности.

Дисциплина «Инженерная графика» учит студентов базовыми приемами и правилами геометрического, проекционного и технического черчения, закрепление этих знаний продолжается при выполнении курсовых проектов с более углубленной подготовкой в программе KOMPAS-3D.

В профессиональных модулях уже предусмотрены такие темы, как работа с инструментом, техника безопасности при работе с инструментами и материалами, которые пересекаются со знаниями теоретической подготовки по компетенции «Управление бульдозером».

Немаловажную роль играет обучение преподавателей как экспертов WorldSkills. Многие преподаватели колледжа прошли обучение по программе «Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс», в т.ч. и по компетенции «Управление бульдозером».

Следующий шаг самый сложный. Образовательным организациям СПО сложно адаптироваться к изменяющимся условиям и создавать на своих базах специализированные площадки для подготовки студентов к демонстрационному экзамену по стандартам WorldSkills ввиду проблем финансирования. Компетенция «Управление бульдозером» достаточно затратная, и финансовые затраты на основное оборудование и инструменты одного рабочего места для проведения демонстрационного экзамена составляют порядка 2 500 000 рублей. Кроме этого, на одного студента, сдающего демонстрационный экзамен, необходим комплект расходных материалов, который стоит порядка 50 000 рублей, не считая использование расходных материалов при подготовке к экзамену.

Администрация колледжа в рамках сетевого взаимодействия заключила соглашение об организации и проведении демонстрационного экзамена (стандарт «Ворлдскиллс») по компетенции «Управление бульдозером» согласно положению о государственной итоговой аттестации. Для приобретения необходимого оборудования и инструмента «Глазовский технический колледж» составил необходимую документацию и выиграл гранд на создание специализированные площадки для подготовки студентов к демонстрационному экзамену по стандартам WorldSkills.

Таким образом, произошедшие изменения в образовании СПО, очевидно ведут к повышению качества подготовки студентов. Все новое накладывает дополнительную нагрузку на администрацию и преподавателей, где происходят разногласия и определенные трудности, но это движение вперед к новым целям, задачам и как следствие к результатам.
Выпускники специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования для общестроительной отрасли дает необходимые знания в этой сфере деятельности успешно справились с экзаменационными испытаниями по компетенции «Управление бульдозером», а процент качества составил 100%.

Литература
1 Приказ Минобрнауки России от 15.01.2018 №30 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования для общестроительной отрасли //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
2 Приказ Минтруда России от 26.10.2020 № 744 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» //Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. — Текст электронный. — URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/1488.
3 Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред. от 28.08.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 № 29200) //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
4 Шомин, И. И. Инновационная форма проведения квалификационного экзамена с использованием стандартов WorldSkills // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 61–67. — Текст электронный. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32724416
5 Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 № Р-42 (ред. от 01.04.2020) «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена» //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
6 Приказ Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» от 31.01.2019 № 31.01.2019-1 (ред. от 31.05.2019 № 31.05.2019-5) «Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» //ИПС «Консультант+». — Режим доступа: локальный.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar