Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Февраль » 10

Изучение отношения педкадров к участию в деятельности методических объединений в образовательных учреждениях СПО методом анкетирования

Мареева Ольга Викторовна, старший методист
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта»

Изучение отношения педагогических кадров к участию в деятельности методических объединений в образовательных учреждениях среднего профессионального образования методом анкетирования


В условиях модернизации профессионального образования повышаются требования к реализации образовательных программ, материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, педагогическим кадрам, к качеству подготовки выпускника. Анализ требований к педагогическим кадрам показал, что существенно изменились требования к квалификации и практическим навыкам педагогов. Одной из мер по повышению требований к педагогическим кадрам явилось внедрение профессионального стандарта, который конкретизирует требования к их профессиональной деятельности. Принимая во внимание требования, предъявляемые к современному преподавателю, необходимо постоянно повышать квалификацию, как с формальной точки зрения, так и с помощью организации методической работы в образовательном учреждении.

Организацией и планированием методической работы в колледже занимаются методические объединения. В рамках работы методического объединения решаются следующие задачи: совершенствование образовательного процесса; разработка учебно-методического сопровождения образовательных программ в соответствии с требованиями образовательных стандартов; оказание помощи в распространении передового педагогического опыта; ведение тьютерского сопровождения педагогического коллектива и обучающихся; оказание помощи в организации и проведении повышения квалификации; способствует перспективному планированию деятельности педагогических кадров. Решение данных задач способствуют повышению квалификации педагогических кадров колледжа.

В современных условиях среднему профессиональному образованию необходимы педагогические кадры, которые быстро адаптируются к постоянно изменяющейся реальности, мотивированы на повышение квалификации и освоение новых навыков. Для соответствия постоянно изменяющимся требованиям педагогическим кадрам должны быть созданы условия, которые будут способствовать их профессиональному росту. Повышение квалификации может осуществляться как формально, так и неформально, через методическую работу образовательного учреждения. Основополагающим фактором эффективной методической работы является деятельность методических объединений.
Методические объединения могут выступать в качестве эффективного средства повышения квалификации педагогических кадров, если в своей работе будут руководствоваться андрагогическими принципами, учитывать реальные профессиональные потребности педагогических кадров, использовать эффективные формы работы, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям.

Молчанов С. Г. отмечает, что методическая работа – обязательная составная часть профессиональной деятельности, так как педагогические кадры обязаны разрабатывать рабочие программы учебных дисциплин, методические указания по проведению практических и лабораторных занятий для обучающихся, учебно-методические пособия и др. [2].
Буров К. С., отмечает, что методическая работа очень важное звено в совокупности мер, способствующих повышению мастерства педагогов, а также методическая работа в образовательном учреждении - важная составляющая системы непрерывного образования педагога.[1].

Методические объединения играют важную роль в повышении квалификации педагогических кадров. Тщательное планирование их деятельности является неотъемлемой частью грамотной методической работы образовательного учреждения среднего профессионального образования. Работа методических объединений должна строиться на принципах андрагогики, наиболее важными из которых являются: совместная деятельность; системность обучения; возможность применения полученных знаний «здесь и сейчас»; получение положительных результатов обучения и выявление новых потребностей в обучении.

Организуя и планируя методическую работу, необходимо анализировать и изучать профессиональную деятельность педагогических кадров, уровень их готовности к различным видам деятельности, что позволит создавать условия для эффективного повышения их профессиональной квалификации.

Все многообразие организационных форм методической работы можно представить в виде педагогических семинаров, мастер-классов, круглых столов, научно - практических конференций, индивидуальных консультаций, работ над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и др. Методическая работа образовательного учреждения среднего профессионального образования должна отражать реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной квалификации. Специалисту системы среднего профессионального образования необходимо иметь творческий подход к решению профессиональных задач, внедрять в практическую деятельность современные технологии.

Новые условия организации профессиональной деятельности педагогических кадров требуют пересмотра технологий и методов обучения, форм организации и проведения учебных занятий, экзаменов. В этой деятельности оказывают помощь методические объединения.

Методическое объединение – действенная модель повышения квалификации без отрыва от рабочего процесса, а также эффективное средство обмена имеющимся опытом, обеспечения роста мастерства педагогов, их теоретического уровня, вооружение педагогов практическими навыками и умениями.[3].

Как правило, методическое объединение является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения среднего профессионального образования, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

Количество методических объединений и их численность определяются, исходя из поставленных перед образовательной организацией задач. Основная цель методического объединения заключается в выявлении реальных потребностей и создании условий для повышения квалификации педагогических кадров.

Работа методических объединений образовательных учреждений среднего профессионального образования приобрела особую значимость, так как от образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогических кадров зависит решение задач, стоящих перед учебным заведением.

В работе методических объединений существуют следующие проблемы:
- содержание деятельности методических объединений оторвано от достижений, исследований педагогической науки;
- методические объединения не способны работать на опережение;
- педагогические кадры боятся нововведений, выбирают традиционные формы обучения;
- оторванность от реальных потребностей преподавателей;
- низкий уровень ведения исследовательской и научной деятельности;
- отсутствие обучения педагогов в образовательном учреждении среднего профессионального образования;
- формальное осуществление педагогами инновационной деятельности, невозможность ее внедрения в образовательный процесс.

Условия, обеспечивающие успешную работу методических объединений:
- привлекательность и ясность целей деятельности методических объединений;
- построение деятельности на диагностической основе;
- совместное принятие решений, открытость;
- быстрое реагирование на внешние изменения, постоянное развитие;
- разнообразие форм деятельности;
- результативность работы.

Это означает переход методических объединений к работе в атмосфере творческого сотрудничества, взаимного уважения, учета интересов всех участников. Только так можно достигнуть качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития.

Возможности методических объединений:
- совершенствование образовательного процесса;
- учебно-методическое сопровождение образовательных программ;
- распространение передового педагогического опыта;
- тьютерское сопровождение педагогического коллектива и обучающихся;
- организация повышения квалификации;
- участие в организации и проведении организационно-методических мероприятий;
- планирование деятельности педагогических кадров;
- подготовка образовательного учреждения к прохождению контрольно-надзорных процедур.

При определении путей совершенствования работы методических объединений необходимо руководствоваться не только общими задачами повышения квалификации педагогических кадров, но и настоятельной потребностью преодоления имеющихся негативных явлений в постановке методической работы (заорганизованность, однообразие форм и методов, слабый учет специфики отдельных предметов и потребностей каждого преподавателя, отрыв от других видов повышения квалификации, недостатки в создании условий для проявления творческих успехов преподавателя и т. п.).

С целью изучить отношение педагогических кадров к участию в деятельности методических объединений в образовательных учреждениях среднего профессионального образования было проведено анкетирование. Базой проведения выступило СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена». В опросе приняли участие 28 человек.
По результатам анкетирования был проведен анализ полученных результатов.

Педагогические кадры наиболее эффективной формой повышения квалификации в рамках методических объединений считают посещение уроков коллег. Далее с небольшим отрывом следуют: методические семинары, круглые столы, конференции. С учетом полученной информации в стратегическом плане работы методических объединений колледжа запланирован ряд семинаров и круглых столов по наиболее важным для педагогических кадров вопросам.
Необходимо включить в работу педагогических кадров активные формы, такие как, обучающие семинары, мастер-классы, тренинги, конференции, круглые столы, участие в городских конкурсах профессиональной деятельности, развитие научно-исследовательской работы. Активные формы деятельности стимулируют педагогические кадры повышать свою квалификацию, мотивируют к самообразованию, проявлению творческого подхода к решению профессиональных задач.

Педагогические кадры считают повышение квалификации обязательным. Это необходимо, так как постоянно изменяются требования к их квалификации, а это требует постоянного совершенствования профессиональных навыков (ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).[4].
Педагогические кадры должны заниматься самообразованием, обновлять свои знания, использовать современные технологии и методы обучения. Этого можно достичь лишь при непрерывном обучении и повышении квалификации. Поэтому работа методических объединений колледжа направлена на систематическое повышение профессионального уровня педагогических кадров.

Основная проблема, которую методические объединения помогают решать педагогическим кадрам колледжа – помощь в разработке методических материалов и индивидуальные проблемы, которые в данный момент для них актуальны: распечатка или ксерокопирование материалов; информационные проблемы и методическое обеспечение; подготовка портфолио к аттестации; участие в мероприятиях колледжа; обмен опытом, взаимопомощь; улучшение организации образовательного процесса; анализ эффективности уроков; организация предметных недель; своевременное ознакомление с новыми педагогическими и учебно-программными материалами; от профессиональных до личностных; корректировка учебно методического комплекса дисциплины и подготовка к конкурсам; мотивационные.

В программу работы методических объединений внесен ряд мероприятий, направленных на решение вышеперечисленных затруднений.

Основные трудности, с которыми сталкиваются в своей профессиональной деятельности педагогические кадры колледжа: большое количество бумаг; вопросы дисциплины на уроках; изложение материала в учебниках; недостаток мотивации у обучающихся.

В обязанности педагогических кадров колледжа входит разработка учебно-методической документации, своевременное и грамотное ведение журналов теоретического обучения, подготовка документов к аттестации на получение квалификационной категории, разработка и планирование своей деятельности на учебный год.
Методическое сопровождение дисциплины включает в себя разработку рабочей программы учебной дисциплины (практики, профессионального модуля), методических указаний по проведению практических и лабораторных занятий для обучающихся, комплекта контрольно-оценочных средств и является обязательной составляющей образовательной программы.

Для заполнения журнала теоретического обучения необходимо составление календарно-тематического плана дисциплины. Это очень сложная задача, так как каждый урок предполагает рассмотрение определенного материала, соответственно, нельзя ни отставать от календарно-тематического планирования, ни опережать его.
К аттестации на получение квалификационной категории требуется подготовить портфолио. Портфолио готовится в соответствии с экспертным заключением об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения, а также с требованиями к его оформлению. Подготовка портфолио – это трудоемкий процесс сбора документации.

Далеко не все преподаватели могут самостоятельно справиться с этой работой в полном объеме, следовательно, возникают проблемы с разработкой и подготовкой вышеперечисленных документов. Кроме того, требования к подготовке методической документации регулярно претерпевают изменения, а это требует быстрого реагирования от педагогических кадров. Также следует учитывать, что в колледже открываются новые образовательные программы, которые предполагают разработку нового учебно-методического сопровождения.

Проблемы дисциплины на уроках, изложение материала в учебниках и недостаток мотивации у обучающихся являются более актуальными для молодых специалистов. Задача методических объединений осуществлять помощь в решении данных трудностей.

Основная часть педагогического коллектива в рамках работы методических объединений посещает заседания и мероприятия, уроки коллег и готовит учебно-методическую документацию.

Анкетирование показало, что работа методических объединений ведется активно по всем направлениям деятельности:
- подготовка к участию в конкурсах , семинарах, конференциях, круглых столах;
- разработка/корректировка учебно-методического комплекса дисциплины;
- подготовка и проведение уроков;
- использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- использование новых форм и методов обучения;
- изучение, обобщение и распространение опыта работы;
- информация о возможности повышения квалификации;
- подготовка портфолио к аттестации.

Педагогический коллектив занимается самообразованием в разных формах. Наиболее популярные это чтение научной литературы, просмотр научных фильмов, семинары, курсы повышения квалификации, вебинары, интернет. Полученные результаты говорят о том, что педагогическим кадрам необходима помощь в организации самостоятельного повышения квалификации, выборе форм и методов самообразования.

Работа методических объединений имеет как положительные, так и отрицательные стороны деятельности. К положительным респонденты относят:
- консультативную помощь;
- помощь в подготовке документации;
- слаженную работу;
- взаимную поддержку;
- интересные мероприятия;
- обмен опытом.

К недостаткам деятельности методических объединений относят отсутствие психологической разрядки, недостаток тематических занятий, неудобный график собраний и отсутствие более четких разъяснений об организации учебного процесса, обособленность методических объединений.
Анализ ответов показывает, что мнение респондентов о работе методических объединений иногда полностью противоположно. Следовательно, работа методических объединений должна быть выстроена таким образом, чтобы все педагогические кадры были активно задействованы в мероприятиях и получали необходимую поддержку и консультационную помощь.

Большинство педагогических кадров считает работу своего методического объединения эффективной и необходимой.
Изучение потребностей преподавателей колледжа, на основе проведенного анализа полученных данных показывает, что затруднение повышения квалификации педагогических кадров внутри колледжа связано с недостаточной эффективностью работы методических объединений.

В результате анкетирования была выявлена основная трудность педагогического коллектива, а именно, разработка учебно-методической документации. Также формируется запрос педагогических кадров на решение следующих трудностей, которые возникают в профессиональной деятельности: проблемы с организацией совместной работы, изложение материала в учебниках, информационные, подготовка портфолио к аттестации, вопросы дисциплины на уроках, недостаточная мотивация обучающихся и др.

С целью перезапустить работу методических объединений и сделать их эффективным средством повышения квалификации педагогических кадров необходимо разработать перспективную программу работы методических объединений, которая будет включать в себя целый ряд мероприятий, направленных на решение проблем педагогических кадров.

На основании полученных результатов и с учетом образовательной среды колледжа предлагаем перспективную программу работы методических объединений колледжа на три учебных года, которая будет включать в себя целый ряд мероприятий, направленных на решение проблем педагогических кадров.
Несмотря на работу методических объединений в колледже на сегодняшний день она носит формальный и краткосрочный характер, в план работы включаются только те мероприятия, которые отражены в индивидуальных планах преподавателей и не отражают их действительную потребность в повышении квалификации. Потенциал методических объединений используется не полностью, а ведь именно они могут помочь создать условия и атмосферу, в которой увеличится творческая активность преподавателей, повысится мотивация к повышению квалификации, самообразованию.

Для увеличения эффективности работы методических объединений необходимо разработать перспективную программу работы методических объединений. Данная программа должна учитывать выявленные потребности педагогических кадров в повышении квалификации в рамках работы методических объединений образовательного учреждения среднего профессионального образования. Программа предполагает создание комфортных условий для решения профессиональных задач, повышения квалификации, развития самообразования. Важнейшим механизмом реализации программы является возможность участникам демонстрировать свой опыт путем прямого комментированного показа приемов работы

Ожидаемые результаты от реализации программы работы методических объединений: увеличение доли преподавателей, участвующих в мероприятиях колледжа и вне его; совершенствование учебно-методических комплексов дисциплин; разработка и публикация учебно-методических пособий по направлениям деятельности методических объединений; увеличение доли молодых преподавателей аттестованных на первую категорию и более опытных на высшую; повышение активности в научно-исследовательской и инновационной деятельности; развитие мотивации к непрерывному образованию, самообразованию; расширение социального партнерства; развитие способности педагогических кадров к рефлексии и самоанализу; повышение качества образования.

Список литературы
1. Буров К. С. Методическая работа в образовательном учреждении. Вестник ЮУрГУ 2007. –N 6. C. 37.
2. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности/С. Г. Молчанов//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып.1.-Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование». 2001. 122с.
3. Семикина Н. И. Совершенствование уровня профессионального потенциала сотрудников//Экономика и социум: современные модели развития. 2017. N 17. С. 66.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Доступ из СПС «Консультант плюс»). »[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar