Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2022 » Сентябрь » 29

Проект «Цифровой образовательный ресурс преподавателя колледжа»

Решетникова Ирина Борисовна

КОГПОБУ «Вятский колледж профессиональных технологий, управления  и сервиса»

г. Киров, Кировская область

Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в системе СПО связана прежде всего с недостаточной базой информационных ресурсов по дисциплинам профессионального цикла. Во время дистанционного обучения эта проблема проявилась особенно остро. Электронный ресурс преподавателя профессионального цикла поможет решить данную проблему, а также открыть новые возможности для педагога.

Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс(ЦОР), информационные технологии, электронный учебно-методический комплекс

Целью проекта является внедрение и активное использование в образовательном процессе электронного информационного ресурса преподавателя. В ходе проектной деятельности решаются следующие задачи:

  1. Изучить требования  к цифровому (электронному) образовательному ресурсу;
  2. Проанализировать уже имеющиеся электронные ресурсы преподавателя;
  3. Создать и применить  электронный ресурс преподавателя (сайт) как элемент информационно-коммуникационной технологии учебного процесса;
  4. Проанализировать технические возможности потенциальных пользователей;
  5. Апробировать  и оценить эффективность использования сайта;
  6. Представить  выводы и предложения.

Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается конкретный цифровой продукт, реализующий ИТ и предназначенный для использования в образовании и воспитании. ЦОР, включает в себя  электронный учебно-методический комплекс, который поддерживает  все виды занятий, предусмотренные учебной программой, может содержать электронный учебник, практические задания, проверку знаний и методические указания, содержать видео и звуковые материалы. В электронном ресурсе должны быть учтены принципы дидактического, технического, организационного, эргономического, эстетического характера.

Основные дидактические требования к созданию и применению электронного ресурса с учетом концепции личностно-ориентированного образования:

  • педагогическая целесообразность использования информационного ресурса в образовании;
  • научность содержания ресурса, предъявление научно достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;
  • доступность предъявляемого учебного ресурса средствами ИКТ данному контингенту обучаемых, соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения интеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;
  • повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;
  • осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуального маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные особенности обучаемого);
  • сочетание групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от его задач, содержания и методов;
  • развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществления совместной учебной, исследовательской, научной деятельности [3, с.97].

Используя перечисленные выше требования к электронным ресурсам преподавателя был проведен анализ имеющегося опыта создания электронных ресурсов.

  • Компакт-диски с учебными материалами;
  • Блог преподавателя на платформе  blogspot.com;
  • Задания практических работ в Google-классе;
  • Тестовые задания на  Google-формах

Таблица1. Анализ соответствия требованиям имеющихся электронных ресурсов преподавателя

Требования

Компакт диски с учебными материалами

Блог преподавателя

Задания практических работ в

Google -классе

Электронные тесты

Педагогическая целесообразность

+

+

+

+

Научность содержания ресурса

+

+

+

+

Доступность для студентов

-

+

+

+

Возможность выбора индивидуального маршрута

-

+

+

+

Системность и структурирование учебной информации

-

-

-

-

Из таблицы видно, что выше перечисленные электронные ресурсы по преподаваемым дисциплинам в основном соответствуют требованиям, но не обеспечивают системность и полноту  учебного материала.  А также в ходе использования перечисленных электронных ресурсов были выявлены следующие недостатки :

  1. ЭР не обеспечивают обратную связь;
  2. ЭР не применяются в воспитательной деятельности;
  3. ЭР не содержат разделов для родителей;

Решить эту проблему поможет применение единого цифрового  образовательного ресурса преподавателя – сайта преподавателя.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности и индивидуализации учебной деятельности. В ходе работы над проектом существующие средства ИКТ были размещены на вновь созданном сайте преподавателя СПЕЦТОП (Специалисты торговли и общественного питания), который объединил в себе следующие обучающие материалы:

  • УМК дисциплины: учебные  и наглядные пособия по преподаваемым дисциплинам; методические рекомендации для практических и самостоятельных работ студентов; программа подготовки к экзаменам квалификационным; методические указания  к выпускной квалификационной работе.
  • лучшие презентации студентов: тематические презентации и кроссворды, созданные студентами в программе РР,  видеосюжеты;
  • лучшие исследовательские работы студентов;
  • электронные Google-тесты.
  • формы рефлексии на уроках;
  • материалы для родителей;
  • формы обратной связи со студентами и родителями. 

Дидактические материалы, размещаемые на сайте соответствуют требованиям ФГОС по специальностям: 38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 43.01.09 Повар-кондитер, 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Для включения ЦОР в образовательный процесс, преподаватель предварительно знакомит студентов и родителей со структурой сайта, размещением материалов, изучает технические возможности потенциальных пользователей:

  • в ходе выполнения задания студентами на уроках; 
  • в ходе объяснения домашнего задания; 
  • через размещение ссылок на учебные материалы в группах студентов в социальных сетях; 
  • через проверку выполнения домашнего задания на  домашних компьютерах студентов;
  • на уроках при выполнениями студентами проверочных тестов;
  • через проведение родительского онлайн-собрания, создание группы родителей в социальных сетях и  размещение ссылок для родителей для ознакомления с материалами родительского собрания и заполнение форм обратной связи.

Выяснилось, что большинство студентов и их родители уже владеют этими технологиями и активно включаются в процесс информатизации через разные способы взаимодействия.  Использование ЦОР способствует координации действий студентов, организации их самостоятельной работы,  повышает интерес к обучению. Использование электронных учебных пособий, помогает оптимизировать изучение дисциплины,  тесты для проверки знаний дают возможность студентам самим оценить свои знания и возможности.

   С помощью форм обратной связи, размещенных на сайте, выявлены следующие результаты применения учебных материалов студентами:

  1. 81 % использовали все методические материалы, они помогли им при выполнении домашних заданий,  в подготовке  к экзаменам;
  2. 9% использовали все методические материалы, они помогли  в работе, но требуется пояснение;
  3. 9% использовали методические материалы, ничего не понятно.

На сайте совместно с психологической службой колледжа создана страница «Студентам и родителям», страница психолога. Данный раздел предназначен для размещения информации по актуальным темам и для освящения воспитательных мероприятий.

Элементы ИКТ, применяемые для взаимодействия с родителями:

  • онлайн-родительское собрание в формате видео-конференции; 
  • размещение презентаций и видео-поздравлений детей для родителей к праздникам (День матери, 23 февраля);
  • информация для родителей, которые не смогли прийти на родительские собрания;
  • анкета обратной связи по темам родительских собраний. 

Апробирование сайта происходит с начала февраля 2022 г. по сентябрь 2022. Для  оценки эффективности применения информации, размещенной на сайте разработаны онлайн-тесты на разные темы по преподаваемым дисциплинам и формы обратной связи с посетителями сайта, на которые ответили 400 студентов.

В результате проекта по разработке и внедрению сайта было выявлено, что данный электронный ресурс преподавателя, представленный в виде сайта, имеет следующие преимущества:

  1. Позволяет систематизировать и структурировать учебную информацию и дидактические материалы;
  2. Позволяет быстро размещать ссылки на  видео-, фото-, электронные учебники, профессиональные сайты, журналы, мастер-классы, тесты и др.;
  3. Позволяет размещать и использовать в учебной деятельности лучшие проекты студентов – исследовательские работы, лучшие презентации зачетных работ, кроссворды;
  4. Обеспечивает постоянную обратную связь, разнообразие способов рефлексии;
  5. Дает возможность активного взаимодействия с родителями студентов;
  6. Электронные тесты экономят время на уроке, позволяют вести анализ освоения программы.

При наличии такого количества преимуществ применения ИКТ и ЦОР, электронные образовательные ресурсы и задания не отменяют традиционных методов обучения и живое общение преподавателя со студентами. Для дальнейшего совершенствования разделов сайта будут систематизированы дидактические материалы для применения информационных технологий обучения в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.

Используемые источники:

  1. Вербилова И.В. Электронные образовательные ресурсы. Общие требования и виды. Методические рекомендации. / КРИПКиПРО Центр методической и технической поддержки внедрения информационных технологий, 2018
  2. Паламарчук А.И. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) / Комитет по образованию. Колледж туризма Санкт-Петербурга, 2018
  3. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. / Издательство Нижневартовского государственного университета, 2013
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar