- 29.09.2022
- 2974 Просмотра
- Обсудить
Решетникова Ирина Борисовна
КОГПОБУ «Вятский колледж профессиональных технологий, управления и сервиса»
г. Киров, Кировская область
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в системе СПО связана прежде всего с недостаточной базой информационных ресурсов по дисциплинам профессионального цикла. Во время дистанционного обучения эта проблема проявилась особенно остро. Электронный ресурс преподавателя профессионального цикла поможет решить данную проблему, а также открыть новые возможности для педагога.
Ключевые слова: цифровой образовательный ресурс(ЦОР), информационные технологии, электронный учебно-методический комплекс
Целью проекта является внедрение и активное использование в образовательном процессе электронного информационного ресурса преподавателя. В ходе проектной деятельности решаются следующие задачи:
- Изучить требования к цифровому (электронному) образовательному ресурсу;
- Проанализировать уже имеющиеся электронные ресурсы преподавателя;
- Создать и применить электронный ресурс преподавателя (сайт) как элемент информационно-коммуникационной технологии учебного процесса;
- Проанализировать технические возможности потенциальных пользователей;
- Апробировать и оценить эффективность использования сайта;
- Представить выводы и предложения.
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается конкретный цифровой продукт, реализующий ИТ и предназначенный для использования в образовании и воспитании. ЦОР, включает в себя электронный учебно-методический комплекс, который поддерживает все виды занятий, предусмотренные учебной программой, может содержать электронный учебник, практические задания, проверку знаний и методические указания, содержать видео и звуковые материалы. В электронном ресурсе должны быть учтены принципы дидактического, технического, организационного, эргономического, эстетического характера.
Основные дидактические требования к созданию и применению электронного ресурса с учетом концепции личностно-ориентированного образования:
- педагогическая целесообразность использования информационного ресурса в образовании;
- научность содержания ресурса, предъявление научно достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;
- доступность предъявляемого учебного ресурса средствами ИКТ данному контингенту обучаемых, соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения интеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;
- повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;
- осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуального маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные особенности обучаемого);
- сочетание групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от его задач, содержания и методов;
- развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществления совместной учебной, исследовательской, научной деятельности [3, с.97].
Используя перечисленные выше требования к электронным ресурсам преподавателя был проведен анализ имеющегося опыта создания электронных ресурсов.
- Компакт-диски с учебными материалами;
- Блог преподавателя на платформе blogspot.com;
- Задания практических работ в Google-классе;
- Тестовые задания на Google-формах
Таблица1. Анализ соответствия требованиям имеющихся электронных ресурсов преподавателя
Требования |
Компакт диски с учебными материалами |
Блог преподавателя |
Задания практических работ в Google -классе |
Электронные тесты |
Педагогическая целесообразность |
+ |
+ |
+ |
+ |
Научность содержания ресурса |
+ |
+ |
+ |
+ |
Доступность для студентов |
- |
+ |
+ |
+ |
Возможность выбора индивидуального маршрута |
- |
+ |
+ |
+ |
Системность и структурирование учебной информации |
- |
- |
- |
- |
Из таблицы видно, что выше перечисленные электронные ресурсы по преподаваемым дисциплинам в основном соответствуют требованиям, но не обеспечивают системность и полноту учебного материала. А также в ходе использования перечисленных электронных ресурсов были выявлены следующие недостатки :
- ЭР не обеспечивают обратную связь;
- ЭР не применяются в воспитательной деятельности;
- ЭР не содержат разделов для родителей;
Решить эту проблему поможет применение единого цифрового образовательного ресурса преподавателя – сайта преподавателя.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности и индивидуализации учебной деятельности. В ходе работы над проектом существующие средства ИКТ были размещены на вновь созданном сайте преподавателя СПЕЦТОП (Специалисты торговли и общественного питания), который объединил в себе следующие обучающие материалы:
- УМК дисциплины: учебные и наглядные пособия по преподаваемым дисциплинам; методические рекомендации для практических и самостоятельных работ студентов; программа подготовки к экзаменам квалификационным; методические указания к выпускной квалификационной работе.
- лучшие презентации студентов: тематические презентации и кроссворды, созданные студентами в программе РР, видеосюжеты;
- лучшие исследовательские работы студентов;
- электронные Google-тесты.
- формы рефлексии на уроках;
- материалы для родителей;
- формы обратной связи со студентами и родителями.
Дидактические материалы, размещаемые на сайте соответствуют требованиям ФГОС по специальностям: 38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 43.01.09 Повар-кондитер, 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Для включения ЦОР в образовательный процесс, преподаватель предварительно знакомит студентов и родителей со структурой сайта, размещением материалов, изучает технические возможности потенциальных пользователей:
- в ходе выполнения задания студентами на уроках;
- в ходе объяснения домашнего задания;
- через размещение ссылок на учебные материалы в группах студентов в социальных сетях;
- через проверку выполнения домашнего задания на домашних компьютерах студентов;
- на уроках при выполнениями студентами проверочных тестов;
- через проведение родительского онлайн-собрания, создание группы родителей в социальных сетях и размещение ссылок для родителей для ознакомления с материалами родительского собрания и заполнение форм обратной связи.
Выяснилось, что большинство студентов и их родители уже владеют этими технологиями и активно включаются в процесс информатизации через разные способы взаимодействия. Использование ЦОР способствует координации действий студентов, организации их самостоятельной работы, повышает интерес к обучению. Использование электронных учебных пособий, помогает оптимизировать изучение дисциплины, тесты для проверки знаний дают возможность студентам самим оценить свои знания и возможности.
С помощью форм обратной связи, размещенных на сайте, выявлены следующие результаты применения учебных материалов студентами:
- 81 % использовали все методические материалы, они помогли им при выполнении домашних заданий, в подготовке к экзаменам;
- 9% использовали все методические материалы, они помогли в работе, но требуется пояснение;
- 9% использовали методические материалы, ничего не понятно.
На сайте совместно с психологической службой колледжа создана страница «Студентам и родителям», страница психолога. Данный раздел предназначен для размещения информации по актуальным темам и для освящения воспитательных мероприятий.
Элементы ИКТ, применяемые для взаимодействия с родителями:
- онлайн-родительское собрание в формате видео-конференции;
- размещение презентаций и видео-поздравлений детей для родителей к праздникам (День матери, 23 февраля);
- информация для родителей, которые не смогли прийти на родительские собрания;
- анкета обратной связи по темам родительских собраний.
Апробирование сайта происходит с начала февраля 2022 г. по сентябрь 2022. Для оценки эффективности применения информации, размещенной на сайте разработаны онлайн-тесты на разные темы по преподаваемым дисциплинам и формы обратной связи с посетителями сайта, на которые ответили 400 студентов.
В результате проекта по разработке и внедрению сайта было выявлено, что данный электронный ресурс преподавателя, представленный в виде сайта, имеет следующие преимущества:
- Позволяет систематизировать и структурировать учебную информацию и дидактические материалы;
- Позволяет быстро размещать ссылки на видео-, фото-, электронные учебники, профессиональные сайты, журналы, мастер-классы, тесты и др.;
- Позволяет размещать и использовать в учебной деятельности лучшие проекты студентов – исследовательские работы, лучшие презентации зачетных работ, кроссворды;
- Обеспечивает постоянную обратную связь, разнообразие способов рефлексии;
- Дает возможность активного взаимодействия с родителями студентов;
- Электронные тесты экономят время на уроке, позволяют вести анализ освоения программы.
При наличии такого количества преимуществ применения ИКТ и ЦОР, электронные образовательные ресурсы и задания не отменяют традиционных методов обучения и живое общение преподавателя со студентами. Для дальнейшего совершенствования разделов сайта будут систематизированы дидактические материалы для применения информационных технологий обучения в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.
Используемые источники:
- Вербилова И.В. Электронные образовательные ресурсы. Общие требования и виды. Методические рекомендации. / КРИПКиПРО Центр методической и технической поддержки внедрения информационных технологий, 2018
- Паламарчук А.И. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) / Комитет по образованию. Колледж туризма Санкт-Петербурга, 2018
- Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. / Издательство Нижневартовского государственного университета, 2013