Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » » 2023 » Февраль » 12

Духовно-нравственное развитие и воспитание студентов в профессиональном образовании

Бардина Елена Вячеславовна

преподаватель

Промышленно-экономический колледж ГГТУ

г.Орехово-Зуево, Московская область

 

 «Создает человека природа,

 но развивает и образует его общество»

 В. Г. Белинский

Воспитание — один из сложнейших социальных процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, учащийся испытывает взаимодействия со стороны колледжа, семьи, сверстников, средств массовой информации и в этой многогранности отношений помогает соционика — наука о шестнадцати типах личности и шестнадцати типах отношений между ними.

Преимущество соционики по сравнению с другими системами описания личности, известными в психологии, в том, что она предлагает систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Механизм, органично включенный в психику любого человека, получил в соционике название информационного метаболизма.

Важную роль в жизни учащегося играют объективные социальные и культурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и колледже, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.

В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для студента естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является сфера обучения и все то, что с ней связано. Колледж— как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Если студенту удается добиться успеха в колледже, у него есть все шансы на успех в жизни.

Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание.

Важно, чтобы колледж возродил как психологически необходимый человеку институт, став местом, где студенты могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны колледжа к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов колледжа на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно «экология колледжа» должна преобразовываться, чтобы учащиеся не чувствовали себя в ней «лишними людьми», превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению.

Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям — это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.

Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако в конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.

Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру — приобретение опыта успеха в колледже. Каждый студент должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Проанализируем базовые потребности человека:

-  потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;

-  потребность ощущения значимости собственного Я.

Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы. Для большинства студентов существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями, — это дом и колледж.

Реальность:

-  ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;

-  студент обязательно сам должен реализовать свой выбор;

-  человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.

Это и есть дисциплина.

Цели воспитательной работы.

Воспитание интеллектуальной, всесторонне–культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем. Можно выделить 6 основных целевых направлений:

- всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;

- гуманизм и коллективизм как позиция характеризующие ребенка в его отношении к людям;

- отношение к труду, что является показателем человеческой сущности;

- любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;

- преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей;

- физическое воспитание и гигиеническая культура.

Задачи воспитательной работы.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого учащегося.

Научить мыслить (развитие интеллекта):

- развитие мыслительных способностей;

- обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;

- формирование политической и правовой культуры;

- выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей студента;

- выработка жизненных ценностей, понимание добра и зла, смысла жизни.

Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

- научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;

- воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;

- воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.

Здоровый образ жизни:

- развитие духовных и физических возможностей личности;

- формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни. Физическая закалка организма;

- систематические занятия физкультурой и спортом;

- постоянный медико-психологический контроль.

Основные принципы организации воспитания.

Содержание и организационные формы воспитания разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально–активной и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Принцип

Характеристика принципа

Гуманистический

Отношение педагога к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект — субъективных отношениях

Природосообразности

Воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту: формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения

Культуросообразности

Воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Эффективности социального взаимодействия

Воспитание в коллективах разного типа с целью расширения сферы общения и создания условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом — формирования навыков социальной адаптации, самореализации.

Концентрации воспитания

Развитие социальной и культурной компетентности личности, освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.

 

Одним из компонентов воспитательной деятельности является педагогическая импровизация. Опытные педагоги имеют в своем арсенале большое количество приемов, которые можно использовать при решении разных педагогических задач. Но встречаются ситуации, в которых педагогу просто необходимо быстро принимать решения, проявлять гибкость в условиях нестандартных ситуаций на уроке и во внеклассной деятельности.

Библиографический список:

1 Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.:ООО «Мир книги», 2003г.

2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Издательство «Просвещение», 2009г.;

3 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Издательство «Просвещение», 2008г.;

4 Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Издательство «Просвещение», 2009г.

5 Кон И.С. Как построить свое «Я».– М.: Просвещение, 1991. – 115 с.

6 Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. – 286 с.

7 Сластенин В.А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3 е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 576 с.

8 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.– М.: Просвещение, 1991. – 288 с.

Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar