- 18.04.2024
- 5126 Просмотров
- Обсудить
преподаватель русского языка и литературы
Государственное автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж»
Введение в педагогическую практику новых Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения нацеливает на проектирование результата образования в новом формате в терминах «компетенция», «компетентность». Работодатели также предъявляют к будущим специалистам определенные требования по спектру и уровню сформированности их компетентностей. Таким образом, проблемы управления развитием также связаны и с теми подходами, которые реализуются в образовательной, управленческой и обеспечивающих видахдеятельности в ОУ СПО в условиях реформирования системы образования России [3, стр. 45].
Современное состояние гуманитарного образования в Российской Федерации, перспективы его обновления ставят задачу повышения и развития языковой культуры нашего общества, в решении которой особая роль принадлежит русскому языку как учебному предмету.Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, студенты не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.
Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов.
Актуальность предлагаемого подхода заключается в создании образовательного пространства, ориентированного на обновленное содержание образования, в основе которого лежит учебно-исследовательская деятельность студентов как инновационная форма организации образовательного процесса.
Под учебно-исследовательским подходом в образовании мы понимаем смещение акцентов в преподавании предметовшкольного цикла. Основным считается не получение знаний определенных фактов, формирование умений и навыков применять эти знания на практике, а создание у студентов представлений о закономерностях и законах развития, формирования причинно-следственных связей, представлений о возможности поливерсионного решения для множества задач.
Специфика исследовательской деятельности позволяет решить ряд задач, наиболее актуальных в современном образовании: обеспечить вариативность образования, создать систему уровневой дифференциации исследовательских задач, усилить гуманистическую направленность образования[1, стр. 134].
При таком подходе к занятиям преподавание дисциплины приобретает творческий характер, повышает процесс общения преподавателя со студентами, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес к самопознанию. В результате студент приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой деятельности.
Объект исследования - эффективная организация преподавания русского языка в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования - сочетание активных форм учебной деятельности с целью формирования коммуникативных, исследовательских умений, развития креативности студентов.
Исходя из этого, была сформулирована цель исследовательской работы: создание образовательного пространства для студентов, ориентированных на учебно-исследовательскую деятельность, которое будет мотивировать студентовна самообучение, саморазвитие, на освоение навыков исследования и реализацию их собственных внутренних потребностей. Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- создание условий, в которых студенты могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования;
- развитие творческих способностей студентов, выработка у них исследовательских навыков;
- формирование аналитического и критического мышления студентов в процессе творческого поиска и выполнения различного рода заданий;
- формирование целеустремленности и системности в учебной деятельности, выявление одаренных студентов и обеспечение их творческого потенциала.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность процесса обучения русскому языку студентов СПО с применением различных форм организации исследовательской деятельности приведет к повышению качества обучения.
Методологической основой исследования являются современные психолого-педагогические и дидактические концепции: положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский) в решении педагогических проблем (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько);положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский);идеи личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, Е.П. Белозерцев).
Методы исследования:
- теоретический: анализ литературы по теме исследования;
- социолого-педагогический: наблюдение за процессом обучения русскому языку;
- педагогическое исследование.
Новизна данного исследования заключается в создании в образовательном пространстве развивающей среды, все элементы которой базируются на учебно-исследовательской деятельности студентов.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана система уроков, заданий, используемых при организации исследовательского подхода;
- разрабатываются и экспериментально проверяются ряд оригинальных педагогических приемов, формирующих языковую компетенцию (конструирование предложений, моделирование, вычерчивание графических схем при слуховом восприятии предложения, восстановление языковых единиц по памяти и др.);
- обеспечивается формирование языковой компетенции.
На начальном этапе педагогического исследования участвовало 23 человека учебной группы «ЭСС-14(9)» отделения «Горного дела, строительства и энергетики» Южно-Якутского технологического колледжа 1 курса обучения. В начале учебного года был проведен входной контроль знаний по русскому языку (система тестовых заданий) с целью - определить уровень знаний студентов по предмету. Далее был проведен комплекс занятий по русскому языку с применениемисследовательского подхода с целью – выявить эффективность применения данного метода. Одни занятия были подчинены полностью исследовательской деятельности, другие - содержали ее элементы. Так, урок-исследование по теме «Понятие об обособлении» начался с проблемной задачи. Студентам нужно было доказать следующее заключение: «В устной речи наиболее важные по смыслу второстепенные члены произносятся с наиболее выраженной интонацией и на письме выделяются запятыми». В ходе выполнения ряда поисковых, исследовательских заданий студенты обращали внимание на важность смысловой информации, синтаксическую роль причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов предложения, интонацию предложения и отмечали эти особенности в картах – исследованиях. В конце урока студенты узнали, что такое обособление, какие члены предложения могут быть обособленными, научились находить и конструировать предложения с обособлением.
Можно привлекать к выполнению заданий исследовательского характера не всю группу, а отдельных студентов, в помощь которым выдается карточка с текстом и подробным планом действия. Также на занятиях можно использовать нетрадиционные лингвистические задания (самостоятельное составление тематического словаря, исследование лингвистического текста, разработка наглядных пособий, разработка кроссвордов, задания на основе исследования материалов газет, радио, телевидения, анализ детского словотворчества, многоаспектный анализ слова).
Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убеждаюсь, что учебное время использовано продуктивно, поставленные цели и задачи реализованы. Студенты с большим интересом занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому студенту ощутить себя членом социума.
Результаты педагогического исследования позволяют говорить о том, что включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у студентов диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути развития ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса ребенка, умению работать с источниками информации, способствует профессиональной ориентации.
Эффективность исследовательского подхода в обучении русскому языку студентов учебной группы «ЭСС-14(9)» за 1 семестр 2014-2015 учебного года представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Диаграмма динамики успеваемости и качества знаний по русскому языку обучающихся учебной группы «ЭСС-14(9» за 1 семестр 2014-2015 учебного года
Таким образом, качество обучения по дисциплине за 1 семестр учебного года по итогам промежуточного контроля в результате внедрения исследовательского подхода к обучению повысилось на 14%.
Изучение русского языка через организацию учебно-исследовательской деятельности помогает студентам получить универсальное образование. Следует заметить, что универсальность - это не энциклопедичность. Универсальное образование, в современном понимании, вооружает студентов навыками самообразования, формирует потребность саморазвития[2, стр. 156].
Приобщение студентов к исследовательской деятельности дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности студентов, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же преподаватель, используя такие методы,освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы студентов, их большая увлеченность предметом.
Список литературы:
1. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб.комплекса на базе сред. шк. № 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- № 1-2.- C. 132-137.
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
3. Штанов С.Н. Развитие образовательного учреждения СПО: компетентностный подход. // Среднее профессиональное образование. 2011. № 4. – С. 45-47.
Поделитесь с коллегами
Похожие материалы
Поделитесь своим мнением с остальными.