Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Клаузура - как методика и технология обучения творчеству и профессионализму

Тема: Клаузура - как методика и технология обучения творчеству и профессионализму
Направление фестиваля: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании.
Баранова Галина Александровна, преподаватель специальных дисциплин;
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского", г.Брянск.
Аннотация:
Клаузурный метод формирует концентрацию внимания студентов на творческом поиске самых общих идей и концептуальных замыслов .В клаузуре проявляется творческая интуиция студента.
Содержание:
1. Основные цели и задачи метода.
2. Технология обучения клаузуре.
3. Процесс моделирования архитектурного объекта в рамках методики "КЛАУЗУРА".
4. Список источников информации.

1. На своих занятиях я использую, как традиционные методы обучения, так и инновационные необходимые будущему специалисту. Я хочу вас познакомить с одной из своих методик, архитектурного проектирования.
Основная цель:
- формирование общих и профессиональных компетенций, а также подготовка к активной, творческой, познавательной, исследовательской и практической деятельности специалиста.
Основные задачи:
- сформировать у студентов навык решения комплекса проектных задач;
- освоить проектный метод архитектора, и теоретически, и практически переживая все его основные составляющие;
- участвовать в анализе и коллективном обсуждении создаваемых работ, поскольку без умения выдвигать, обосновывать и оценивать творческую идею, невозможна профессиональная деятельность архитектора;
- дать возможность применять свои знания в условиях, максимально приближенных к реальным.
Обучение проектным навыкам не должно препятствовать свободе творческого развития, которое позволяет создавать индивидуальные проектные решения. Моя задача не только развить у студента проектный навык, эстетический вкус, но и выстроить структуру формирования творческой личности, которая позволит ему в дальнейшем профессионально состояться, не потеряв своей индивидуальности.
Архитектура включает в себя целый комплекс составляющих, которые необходимо учитывать в процессе проектирования одновременно. По этой причине с первого занятия студентам предлагаются максимально доступные для понимания знания об архитектурном объекте, «разобранном» на отдельные составляющие. Таким же образом развиваются навыки проектирования – через упражнения на отработку отдельных частей проекта и на их взаимосвязи – в этом главная особенность методики.
2. В учебном процессе большое внимание я уделяю обучению технологии творчества, развитию наблюдательности, умению выразить востребованную цель, способствующим быстрому решению поставленных задач. Такую задачу решает клаузура.
В переводе с латинского clausere означает «запирать». Еще в старых академических заведениях учащихся во время самостоятельных работ изолировали друг от друга, буквально запирая под замок с тем, чтобы исключить взаимные контакты и общение с учителями. Они получали задание на определенную тему и оставались одни со своими мыслями, полученными знаниями, воображением и одаренностью.
В современном обществе для формирования индивидуальной творческой личности необходимо избавить студента от стереотипов и в этом нам помогает одно из упражнений клаузуры "Разрыв шаблона или как за 1 час очистить сознание от стереотипов".
1 шаг
Студентам выдается первое творческое задание- нарисовать жилой дом за 15 минут. Результат предсказуем - все рисуют, то что видели в своей жизни - "архитектуру без архитектора"
2 шаг
"Эти эскизы - ваши стереотипы". В то время, как архитектура - отражение вашей души, вашей индивидуальности, вашего "Я". Далее студентам предлагается (добровольно) надеть на голову заранее заготовленные коробки из картона без дна. Анализируем - Что видим? Что чувствуем? Эти коробки ваши стереотипы. Теперь из памяти стираем, что мы знаем об архитектуре. Отсюда начинается новая запись информации свободных творческих личностей.
3 шаг
Затем каждый в своей коробке прорежет отверстия для глаз, ушей, носа, рта, которые соответствуют его личному индивидуальному содержанию. Через 15 минут у каждой коробки появляется свое индивидуальное лицо со своим характером - отражающее его личное восприятие мира. Посмотрите на себя - какие вы все разные!
4 шаг
Студентам вновь предложено изобразить за 15 минут жилой дом под девизом " У меня свободное мышление! В результате за 1 час получается раскрепощение сознания и визуальных изображений у каждого студента.
3. Процесс моделирования архитектурного объекта в рамках методики "КЛАУЗУРА", разработанными мной для проектирования общественного здания.
Студенту предоставляется максимальная возможность проявить всю свою творческую индивидуальность. В этом отражена основная функция клаузуры, как средства концентрирования творческих возможностей на выражение идеи проектного решения.
В то же время клаузура имеет ограничения. Здесь исключена корректировка работы со стороны преподавателя, возможность взаимодействия с группой и просмотр литературы.
Особенность клаузуры:
Тема проекта объявляется одновременно всей практической группе в начале работы - "Общественное здание" и на выполнение клаузуры выделяется ограниченное и весьма короткое время, что требует от студента сосредоточенности, владения навыками и средствами быстрой архитектурной подачи. Перенос процесса формирования идеи за пределы указанного времени может привести к тому, что даже интересно задуманное решение, не найдет своего выражения в способе подачи.
В своей методике клаузуры, я использую композицию, которую составляют студенты из подручных материалов, для создания образа. Затем её фотографируем, распечатываем и копируем через стекло. После чего начинается творческий процесс моделирование образа в архитектурный объект общественного здания, используя ручную архитектурную графику.
Клаузура - это идеальное решение для проявления способностей, умения выразить творческую индивидуальность и показать приобретенные навыки в подаче материала.Такой цикл клаузур в системе общей методики обучения включает в себя обязательный последующий анализ и обсуждение каждой работы, это позволяет объективно оценить уровень подготовки каждого студента в отдельности, с учетом его индивидуально- психологических особенностей и выявить творческую активность студента.
В обсуждении клаузуры, проявляются достоинства и недостатки работы. Анализ дает возможность учесть в дальнейшем те недочеты, которые были допущены в предыдущей работе. Каждая последующая клаузура должна быть более высокого уровня, чем предыдущая.
Благодаря моей методике, каждый студент проявляет способность самостоятельно решать ту или иную проектную задачу в короткий срок, умеет рационально распределить время – это те качества, которые необходимы в процессе обучения, а также в будущей профессиональной деятельности архитектора.
4. Список источников информации:
1. Бархин Б.Г., Методика архитектурного проектирования: Учеб.- метод. пособие - М.: Стройиздат,1993.-438с..
2. Токарев А.Г. Инновационная методика освоения дисциплины «Архитектурное проектирование»: учебно-методическое пособие / А.Г. Токарев. – Ростов -н/Д: ИАрхИ ЮФУ, 2010.
3. http://architection.ru/2009/01/arxitekturnaya-kompoziciya/
Поделитесь с коллегами

Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar