Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани
Назад » » »

Реализация метода проектов в преподавании дисциплины «Инженерная графика»

Содержание
1. Метод проектов
2. Реализация метода проектов в системе уроков
по дисциплине «инженерная графика»
3. Внеклассная проектная деятельность.

1. Метод проектов
Метод учебного проекта это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Итак, метод учебного проекта характеризуется как: личностно-ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индиви¬ дуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; здоровьесберегающий.
Кроме того, метод проектов это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности необходимые качества развитого интеллекта. То есть проект это «пять П»: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев¬ные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом, должен иметь свой конкретный продукт!
В современной мировой и отечественной педагогике существует несколько десятков детально разработанных технологий проектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несомненно, те из них, которые апробированы и на практике доказали свою жизнеспособность.
2. Реализация метода проектов в системе уроков
по дисциплине «инженерная графика»
Мотивацией для работы над данной темой послужило изучение теоретических аспектов использования метода проектов в образовательном процессе.
В последнее время все чаще возникает необходимость применения современных образовательных технологий при обучении студентов , в том числе инженерной графике.
Во-первых , стандартная форма проведения уроков не соответствует динамике социальной жизни , когда в человеке ценятся инициатива и ответственность за сделанный выбор , когда он должен уметь быстро реагировать в изменяющихся условиях, налаживать контакты с окружающими его людьми и искать информацию.
Во-вторых, программа ориентирована на усвоение определенных знаний , но не создает условий для формирования оценочных умений , умений планировать и проводить рефлексию своей деятельности. При этом знания студентам даются в готовом виде. А жизнь требует от студентов умений ставить проблему , выдвигать гипотезы, знать методы достижения цели, уметь оценивать среди них оптимальные и соотносить возможный результат с поставленной целью. В итоге получается , что при окончании техникума уже взрослые люди не умеют применять знания на практике и не готовы к творческому поиску.
Очевидно , что использовать только методы традиционного обучения недостаточно , нужны современные образовательные технологии . Одной из таких технологий , позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса , является метод проектов.
Реализация всех этапов выполнения проектных заданий может быть включена в следующую систему уроков (фрагментов урока):
• Урок ориентации и мотивации.
• Урок планирования деятельности.
• Уроки освоения учебного материала .
• Урок ваимоконсультации.
• Урок освоения умений.
• Урок контроля и защиты пректов или их этапов.
• Урок коррекции и рефлексии деятельности.
Приведем пример выполнения задания –проекта на уроках по дисциплине «инженерная графика» по теме «Сборочный чертеж». На данный материал отводится 18 часов ,т.е. 9 пар. Изучая данную тему , мы должны иметь представление о комплекте конструкторской документации,о порядке сборки и разборки сборочных единиц, о обозначении изделий и их составных частей. Но учитывая разно уровневый базовый элемент знаний студентов, необходимо мотивировать сильных студентов на познавательную деятельность.

Урок ориентации и мотивации.
Преподаватель сразу переходит к вопросу необходимости изучения темы сборочный чертеж. Рассматривает работу малого конструкторского бюро.
Предлагает самостоятельно разобрать роли и выбрать сборочную единицу.
Урок планирования деятельности.
Ряд студентов осознанно занимаются выполнением творческого задания. На уроке во время изучения сборочной единицы, выделяется фрагмент урока , где творческая группа 2-3 студента рассматривают принцип действия сборочной единицы, ее назначение и описание деталей.
Уроки освоения учебного материала .
Студенты чертят эскизы деталей сборочной единицы. Это они могут сделать самостоятельно без затруднений , используя ранее полученные навыки. Это своего рода этап закрепления, так как тема эскиз детали рассматривалась ранее.
Урок взаимоконсультации.
Студенты завершают работу над деталированием . Выполняют подготовку для сборочного чертежа. Преподаватель выполняет функцию консультанта и лишь советует и направляет деятельность студентов.
Урок освоения умений
Предусматривает самостоятельную работу студентов . Где они выполняют сборочный чертеж. Составляют спецификацию.
Урок контроля и защиты проектов или их этапов.
Защита проекта предусматривает создание презентации. Отчетом о выполнении проекта служит папка «Сборочный чертеж», которая содержит титульный лист, спецификацию, эскизы деталей, сборочный чертеж.
Урок коррекции и рефлексии деятельности.
Проводится анализ ошибок и пути их устранения.

Фрагменты метода проектов должны быть использованы на уроках так, как это способствует развитию самостоятельности студента, всех сфер его личности, обеспечивает его субъективность в образовательном процессе. Следовательно , использование метода проектов может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся ,средство повышения качества образовательного процесса.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения , позволяет каждому студенту увидеть себя как человека способного и компетентного.

3. Внеклассная проектная деятельность.
Одной из приоритетных задач внедрения метода проектов в преподавание общепрофессиональных дисциплин стала разработка внеклассной работы, что должно обеспечить углубленную подготовку студентов по выбранным им специальностям. Эта деятельность по нашему мнению, помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должна также способствовать развитию у студентов навыков самостоятельного овладения знаниями. Внеклассная работа, отличается применением целого ряда форм и методов внеурочной работы (организация проектной и исследовательской работы студентов).
. Известно, что изложенное преподавателем не всегда переходит в знания студента, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь.
Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации может служить, важным источником знаний для студентов . Список литературы необходимо давать студентам к каждому отдельному занятию. Главное здесь то, чтобы студент и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, студентами не будет выполнено. Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу студентов с различными источниками информации, стараемся настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Студенты должны грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.
Основным направлением подготовки к проектной деятельности является выполнение студентами творческих проектов. При выполнении творческих проектов объективно осуществляется взаимосвязь изучаемых студентами дисциплин, следовательно, выполнение творческих проектов может углубить и расширить их профессиональные интересы. Обучение через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для будущих специалистов, каким бы видом деятельности они ни занимались.
Учебные конференции например Ступени роста являются двигателем внеклассной проектной деятельности. Студенты учатся самостоятельно добывать научные знания, подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они используют презентации. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности студентов на внеклассных занятиях.
Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний студентов, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты студентов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от курса к курсу.
Научно-исследовательская деятельность, позволяющая испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому студенту хотя бы некоторые из своих дарований. Дело преподавателя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.
Проектная деятельность будущих специалистов позволяет сегодня решать многие проблемы современного образования: развитие заинтересованности обучаемого в самостоятельном образовательном процессе, формирование умений конструировать свою деятельность на основе конкретных практических требований, приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности, а также привлечение к активному поиску и осознанному выбору путей самореализации.

Литература
1. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
2. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
3. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar