Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Педагогические условия формирования творческого потенциала студентов колледжа

Дробышева Оксана Александровна
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»

При выделении условий, при которых происходит эффективное формирование творческого потенциала студентов, мы исходим из научного определения понятия «условие». Условие – это обстоятельство процесса обучения, которое представляет собой результат творческой деятельности педагога по обеспечению процесса формирования творческой активности студентов на уроках.

Творческий потенциал любого человека характеризуется рядом особенностей личности (признаков творческой личности):

- способность личности замечать и формулировать альтернативы; подвергать сомнению на первый взгляд очевидное;

- избегать поверхностных формулировок;

- умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

- способность отказываться от ориентации на авторитеты;

- способность к быстрому и свободному переключению мыслей;

- способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации;

- способность к оценочным суждениям и критичности мышления;

- овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность знаний и др.

Студент строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует ситуацию, проектирует результат в соответствии с исходными данными, анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи. Следовательно, творческая деятельность студентов складывается из следующих этапов: возникновение замысла, проработка замысла, преобразование замысла в идею – гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Но без специальной подготовки и знаний успешное творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку студент на основе анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые пути и способы ее решения.

В сфере личности творчество проявляется как самореализация студента на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей и построение программы совершенствования. Исключительно важной в этой связи является такая организация работы со студентами в системе их подготовки, которая способствовала бы появлению, созданию и формированию их творческого потенциала.

Развитие творческой активности студентов – целенаправленная реализация индивидуальности студента в процессе овладения творческим компонентом учебной деятельности, педагогического общения и будущей педагогической деятельности на основе целого комплекса благоприятных педагогических условий, среди которых можно выделить следующие:

- альтернативность, вариативность и разумная свобода в учебной деятельности студентов;

- создание определенного благоприятного психологического микроклимата;

- профессиональный образец креативного поведения педагога;

- обогащение студентов системой знаний;

- использование в образовательном процессе эффективных дидактических технологий;

- определение наиболее актуальных и перспективных направлений творческого поиска;

- оказание необходимой научно-методической помощи;

- самообразование;

- материально-техническое оснащение учебного процесса;

- формирование у каждого студента потребности в самоанализе и самопознании;

- анализ, оценка и распространение результатов творческого поиска студентов и преподавателей.

Эффективный результат творческого процесса достигается при реализации следующих дидактических условий:

последовательность продвижения по этапам в решении проблемы;

включение всех участников группы в творческий процесс, с учетом индивидуальных особенностей;

широкое использование наглядности, приемов проблемного обучения;

осуществление различных видов познавательной деятельности;

создание ситуации выбора для студентов в творческом процессе.

Еще одним важным условием развития творческого потенциала студентов является организация учебного пространства на занятиях в колледже.

Известна фраза: «Урок воспитывает не только одним содержанием, но и тем, как он организован». В традиционной системе преподаватели придерживаются такой формы организации учебного пространства как класс. Это пространство привычно, знакомо и хорошо освоено. Однако, в условиях класса, когда ученики сидят за партами и лишены возможности видеть друг друга процесс развития творческой активности студентов происходить не может. Такая форма зала не располагает к рефлексии, для нее характерно дистанцирование. Мы предлагаем различные формы расположения зала и рассмотрим, какое влияние они могут оказывать на групповой процесс.

Форма круга (положительное):

- тесный психологический контакт;

- демократизм отношений;

- чувство значимости каждого – повышение самооценки;

- чувство коллективизма;

- дифференцированный подход;

- творческий подход;

- глубокое рассмотрение вопроса со многих точек зрения;

- умение слушать и принимать чужую точку зрения;

- умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

- умение выступать перед аудиторией;

- умение емко и четко излагать свою точку зрения;

- возможность организации разминок, совместных упражнений;

Форма круга (отрицательное):

- дискомфорт в начале работы для робких;

- трудно владеть ситуацией преподавателю;

- не подходит для письменных работ.

Класс (положительное):

- направленное внимание в одну сторону;

- свободное перемещение преподавателя вдоль рядов;

- удобно для контрольных, самостоятельных работ;

Класс (отрицательное);

- вынужденное доминирование преподавателя;

- слабое развитие коммуникативных навыков;

- нарушение психологического климата;

- не подходит для проведения нестандартных уроков.

У- образная форма класса (положительное):

- комфортный психологический климат;

- активность и инициатива участников учебного процесса;

- возможность проведения нестандартных занятий;

- стол – защита для ребенка;

- эффективна для индивидуального подхода;

У- образная форма класса (отрицательное):

- не способствует тесному контакту;

- дистанция по отношению к доске.

На первых порах подобная организация учебного процесса может вызывать трудности как у педагога, привыкшего к авторитарному стилю, так и у учащихся. Они могут проявлять чрезмерную активность или по любому поводу ждать указаний преподавателя. Но постепенно произойдет процесс привыкания к новому стилю взаимоотношений и образовательный процесс будет более эффективным.

Таким образом, целенаправленная работа со студентами по овладению ими совокупностью знаний и практических умений по проблеме «Формирование творческой активности студентов» является составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста.

Список источников информации:

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.
2. Развитие творческого потенциала студентов колледжа: Учебно - методическое пособие / Автор-сост. О.А.Дробышева. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009. – 25 с.
3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
4. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. - М., 1997.
5. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика. - М.; Тамбов, 2005. – 400 с.
Поделитесь с коллегами

Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar