- 2.0 Рейтинг
- 5983 Просмотра
- Обсудить
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский автотехнический колледж», город Курск
«Тому, что следует выполнять,
нужно учиться на деле»
Я.А. Коменский
нужно учиться на деле»
Я.А. Коменский
Современные тенденции развития общества формируют новые требования к образовательной среде. Меняются стандарты – соответственно меняются подходы; уменьшаются сроки – соответственно меняются формы организации образовательного процесса для сохранения и повышения качества подготовки выпускников.
Для решения поставленных перед образовательной системой задач необходимо постоянное обновление многих аспектов педагогической деятельности на основе внедрения инновационных технологий, активных форм и методов обучения.
Педагоги находятся в постоянном поиске средств активизации и интенсификации процесса изложения учебного материала и обратной связи, что призвано активизировать всех обучающихся, повысить их интерес к учебной деятельности и, вместе с тем, обеспечить скорость запоминания, понимания, осознания и усвоения учебного материала.
При всех современных инновационных изменениях, появлении новых технологий, форм и методов обучения урок продолжает оставаться основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков и формирования различных компетенций.
Бинарный урок – является одной из современных форм проведения уроков. Это нетрадиционная форма обучения, которая отличается определенными особенностями и позволяет студентам не только усваивать теоретические знания, но широко применять их в практической деятельности.
В специализированной педагогической литературе и на различных сайтах имеется много информации о проведении бинарных уроков, но в основном, в системе общего или дополнительного образования.
Данная работа восполнит пробел в вопросе использования такой формы работы как бинарный урок в системе среднего профессионального образования и предоставит возможность познакомиться с особенностями ее проведения.
Отличительной особенностью материалов данной статьи является не построение гипотизы и формулировка предположений, а изложение результатов практического взаимопроникновения уроков теоретического обучения с практической подготовкой студентов и возможностью повышения качества образовательного процесса за счет интенсификации образовательного процесса и формирования у студентов творческого подхода в применении полученных знаний.
Главной чертой проведения бинарных уроков в системе среднего профессионального образования является их практико-ориентированная направленность и содержательность, совокупное формирование различных компетенций общей и профессиональной значимости, подготовка профессионала с творческим подходом к решению поставленных задач.
Проведение бинарных уроков имеет положительный результат успешной интеграции теории и учебной практики по освоению программ профессиональной подготовки рабочих профессий и специалистов среднего звена посредством:
концентрации излагаемого теоретического материала по объему и содержанию;
четкого определения границ совокупности интегрированного материала;
обязательного закрепления теории практическим применением;
выделением ведущих системообразующих и вспомогательных компонентов;
использованием различных форм интегрирования и целесообразностью их применения на различных этапах урока;
характером связей между видами деятельности студентов и соединяемым учебным материалом;
структурирования излагаемого материала;
разработки эффективных критериев оценки деятельности студентов в ходе выполнения различных видов работы;
определения необходимого и достаточного объема фиксированного учебного материала урока студентами (использование опорных конспектов);
распределения ролевого участия каждого педагога в проведении урока и соблюдения им временных отрезков изложения учебного материала или практической деятельности.
Примеры бинарных уроков, проведенных преподавателями и мастерами ОБПОУ «Курский автотехнический колледж» в рамках мероприятий регионального уровня, являются подтверждением вышеизложенного:
Пример 1. Бинарный урок «Монтаж запорной арматуры на трубопроводы» (урок производственного обучения и физики). На основе учебных знаний из области физики о свойствах твердого тела, студенты смогли определить виды деформации твердого тела при разборке резьбового соединения с установленным вентилем на сгоне и провести ревизию нового вентиля.
Пример 2. Бинарный урок «Коррозия металлов. Способы защиты от коррозии» (материаловедение и химия). На основе учебных знаний из области химии о свойствах металлов и коррозии, студенты смогли углубить знания по материаловедению в вопросах видов коррозии, способах защиты от коррозии, особенностях применения ингибиторов и нанесения защитных покрытий. Итогом работы студентов на уроке стала разработка и защита мини-проекта «Комплексная антикоррозийная обработка моста».
Пример 3. Бинарный урок «Рабочее время. Время отдыха. Оплата труда.» («Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и МДК 01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации). В ходе урока студентами самостоятельно были выделены смежные области учебной информации дисциплины и МДК 01 на основе использования информационных технологий и выполнена практическая работа по заполнению нормативно-регламентирующих документов по начислению заработной платы.
Пример 4. Бинарный урок «Зубчатые передачи» (дисциплина «Техническая механика» и МДК.03.01 Слесарное дело). На уроке студенты узнали об основных видах зубчатых колес, применяемых в современной промышленности, их классификации, основных достоинствах и недостатках, рассмотрены различные способы обработки колес и инструменты для их получения, выполнены расчетные задачи.
Каждый из приведенных уроков имеет свои особенности структуры, используемые инновационные педагогические формы и методы работы, виды деятельности студентов, формируемые компетенции, у каждого урока своя методическая цель, но их объединяет одно — это огромная, кропотливая, поисковая работа по отбору учебного материала, технического и дидактического оснащения, особые нестандартные условия проведения и высокая результативность.
Я. А. Коменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению".
Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила".
Список источников информации:
Интернет источники:
http://works.doklad.ru/view/UTZwxLM9-BA.html
http://www.msn.com/ru
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.