- 0.0 Рейтинг
- 5021 Просмотр
- Обсудить
БПОУ ВО «Великоустюгский автотранспортный техникум», Вологодская область, город Великий Устюг
В наше время, когда владение иностранным языком становится нормой, целью его изучения становится формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении. Успешность общения зависит не только от желания говорящего вступить в контакт, но и от умения реализовать речевое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях общения.
Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: Internet, e-mail, sms и т.д. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.
В отечественной методике обучения иностранному языку изучением проблем формирования и развития коммуникативной компетенции при обучении письменной речи занимались такие известные методисты, как Т.П. Леонтьева, В.Н. Филатов, Е.И. Пассов, И.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, П.К. Бабинская, Я.М. Колкер, М.В. Гамезо, И.В. Головань, Е.С. Устинова, Н.И. Гез, Т.М. Еналиева, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, А.А. Утробина, А.Н. Щукин и многие др. [5].
Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена Государственным стандартом и подтверждается неизменно развивающимися межкультурными связями, а также опытом преподавания иностранных языков.
Современные ФГОСы среднего профессионального образования обращают внимание на формирование коммуникативных компетенций в области письма и письменной речи. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь [1, 2, 3].
Трудности обучения письму и письменной речи связаны с тем, что для полного овладения этим умением необходима вся сумма знаний и навыков, усвоенных ранее. При этом процесс обучения постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на иностранном языке. Таким образом, задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи [6]. Эти задачи включают в себя формирование у обучающихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
Естественно, на разных этапах обучения содержание обучения письму будет различным, однако оно должно быть последовательным и логичным, от простого к сложному.
Целью обучения письму является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, умение грамотно построить содержание и форму письменной речи. Коммуникативная компетенция в области иноязычной письменной речи предусматривает способность воспринимать и порождать иноязычную письменную речь в соответствии с условиями коммуникации. Формирование данной компетенции подразумевает развитие умений создавать такие типы и жанры письменных сообщений – текстов, как официальное письмо и эссе, функционирующих сегодня в процессе межкультурной коммуникации, которые могут понадобиться студентам в их профессиональной деятельности, а также в личных целях.
К основным чертам письменной речи следует отнести:
а) дифференцированность;
б) абстрактность;
в) преднамеренность;
г) постоянство;
д) письменная речь сохраняет знания;
е) доступность написанного текста;
ж) письмо дистанцирует и объединяет (СМИ, Интернет);
з) универсальность;
и) письмо трансформирует частное в общее.
Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений в письменной форме. Обучение письменной речи включает речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения; письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом, упражнения, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения [4].
Для успешного обучения письму на английском языке необходимо владеть всеми формами коммуникативной письменной речи. К основным можно отнести:
тезисы (выделение основных положений материала и рассмотрение каждого из них в отдельности);
учебный конспект (используется для сжатого, связного и последовательного письменного изложения содержания материалов; конспект помогает эффективно закрепить материал, а также выделить главное);
изложение является письменным пересказом текста, который помогает обогатить речь словами и оборотами английского языка;
реферирование – то же сжатое изложение;
К другим популярным формам относятся также:
автобиографию и резюме;
ответы на вопросы формуляров и анкет;
различного рода заявления (о зачислении на учебу или приеме на работу);
поздравительную открытку;
записку любого содержания (сообщение, приглашение, просьба);
письма и ответы на них (личные, официальные);
рассказ (на основе материала или личного опыта);
изложение (прочитанного или услышанного текста);
план и тезисы письменного или устного текста;
конспект;
аннотацию;
реферат и доклад;
рецензию (на книгу или фильм);
эссе и сочинение.
Полезным письменным заданием является подражание образцу (например, инструкции). Письменное задание может быть основано на использовании статистического материала.
Организация современного учебного процесса обучения требует от учителя искать новые, дополнительные, эффективные технологии и приемы. Особое значение в последнее время приобретает методика креативного письма на занятиях по иностранному языку. Креативное или творческое письмо - это два часто употребляемых понятия, в которых отражаются новые достижения когнитивной психологии, позаимствованные исследователями преподавания иностранных языков.
Методика креативного письма основывается на достижениях следующих психологических концепций:
метод свободных ассоциаций;
метод фантастического путешествия;
метод кластеров;
«Mind-Map»;.
Brainstorming («мозговой штурм») [7].
Среди творческих письменных заданий особое место занимают различные виды работы с привлечением музыки, написание рассказов, поэтическое творчество. В процессе этого творчества учащиеся, например, могут самостоятельно сочинять лимерики по образцу. В методике обучения иностранным языкам различают:
Прием «Дырокол»
Необычные сравнения;
Прием 11;
Хайку;
Утаки [8].
Выполнение разноуровневых творческих заданий развивают творческие способности учащихся, повышают их самооценку, формируют навыки сотрудничества, создают возможность для самовыражения, ориентируют на успех.
Список литературы:
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Российской Федерации по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 184 от 17.03.2010.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Российской Федерации по специальности 100120 Сервис на транспорте, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 686 от 23.06.2010.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Российской Федерации по специальности 190631 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 282 от 06.04.2010.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Высшая школа, 2004.- 522 с.
Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам.- М.: Ступени Инфра-М, 2002.
Cалаватова Е.А. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.- Материалы III Международной научно-практической Интернет-конференции, 2013.
Bernd Kast Fertigkeit Schreiben.- Muenchen: Goethe-Institut, 2003.- 232 S.
Jutta Wolfrum Kreativ schreiben im Unterricht DaF - von A1 bis C1.-
Aristoteles Universität Thessaloniki, 2011.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.