Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Развивающие возможности инновационных образовательных технологий в профессиональном обучении

Жиделева Оксана Викторовна
ГАПОУ СО "Энгельсский политехникум"

Можно смело утверждать, что содержание изучаемого материала оказывает развивающее воздействие на обучающегося не само по себе, а в большей степени благодаря деятельности педагога и обучающихся. Деятельность педагога и обучающихся же осуществляется в рамках в том числе методов, технологий и систем обучения.

И у традиционных и у инновационных методик обучения есть как развивающие возможности, так и ограничения. Предлагаем рассмотреть с этой точки зрения так называемые инновационные методы и системы обучения.

Инновационными, в отличие от используемых десятилетиями традиционных, считаются перспективные, не введенные в широкий оборот методики, которые находятся в процессе освоения, чьи возможности еще выясняются.

Разумеется, любое определение методов обучения как «новых» относительно. Любое изобретение, после введения в практику и постепенного освоения, которое порой длится десятилетиями, становится привычным и традиционным.

Методики и системы обучения, которые длительное время считались традиционными, могут частично устареть и стать не способными в полной мере удовлетворить запросы культурно-исторической эпохи. Это, например, касается употребления в чистом виде таких видов традиционного обучения как: догматического, чисто репродуктивного и сообщающего. Помимо несомненно положительного развивающего эффекта (развитие памяти, воссоздающего воображения, репродуктивного мышления, действие по известному правилу), построение обучения на основе исключительно этих методом может ограничивать креативность, умственную активность и инициативу обучающихся. К недостаткам многих традиционных методов так же относятся ограничение развития самостоятельности, самоуправления, самосовершенствования, слабая подготовка обучающихся к самоконтролю, самоуправлению и саморазвитию.

Как уже было сказано, с возникновением новой культурно-исторической эпохи , с ее запросами, с переносом акцента на человека и информацию, которую он должен добывать и использовать, было выявлено отстающее состояние традиционного образования.

Все это и потребовало разработки новых образовательных технологий с широким использованием компьютерной техники, новых технических средств коммуникации и дистанционного обучения, управления базами данных средств навигации в информационном потоке, призванных решить проблемы широкого доступа к информации и одновременно совершенствования получаемого образования.

Новые информационные технологии обучения по сути являются применением в образовании информационных технологий, используемых для передачи информации, ее переработки в знания, развитие личности обучающегося и оценки качества образования. Значительную роль здесь играет использование компьютерных технологий обучения. Так же применяются другие технические средства, такие как аудиовизуальные системы, электронные учебники и словари, видеоконференцсвязь, ресурсы интернет, поисковые системы и т. д.

Программное обеспечение, используемое новыми информационными технологиями обучения, можно разделить на несколько категорий:

- обучающие тренировочные и контролирующие системы;

- системы для поиска информации;

- моделирующие программы;

- информационные средства обучения и коммуникации.

Обучающие тренировочные и контролирующие системы представляют собой автоматизированные системы по разным дисциплинам, содержащие комплексы учебно-методических средств. Ученик работает с выбранным или предложенным сценарием. Программой обеспечивается автоматизированный контроль за результатами студента. Работа студента так же протоколируется и заносится в базы данных, что позволяет и обучающемуся и педагогу следить за динамикой обученности.

Системы для поиска информации облегчают поиск необходимой информации и способствуют выработке информационно-поисковых умений, без чего невозможна современная информационная компетентность. Сюда относятся электронные каталоги библиотек и медиатек, электронные словари и энциклопедии.

Моделирующие программы представляют собой создание и использование интерактивной графики, диалогов, схем, диаграмм, видеокадров, текстов. Они помогают формировать у обучающегося оценочную, аналитическую и созидающую деятельность.

Информационные средства обучения и коммуникации развивают инициативу, фантазию, воображение, творческую активность. К ним относятся: текстовые редакторы, электронные таблицы, графические редакторы, электронная почта, электронная видеоконференцсвязь.

Все эти новые методы обучения и новые образовательные технологии развиваются в русле уже принятых, условно именуемых традиционными. Однако они представляют собой новую инструментальную базу.

Значительное усиление информационной базы, облегчение поиска нужной информации, освобождение педагогов и учащихся от значительной части рутинной работы высвобождает время и энергию для творческой продуктивной работы. Освобождает обучающихся от вспомогательной работы, не ведущей к усвоению материал, позволяют сократить объем лекционного материала, способствует большей самостоятельности обучающихся, что усиливает развивающий эффект обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. - 2-е изд., стер. - М., 2013.

Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Педагогика. - 2-е изд., стер. - М., 2012.

Хуторский А.В. Современная дидактика. - 2-е изд. - М., 2007.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М., 1998.
Поделитесь с коллегами

Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar