- 0.0 Рейтинг
- 2717 Просмотров
- Обсудить
ГАПОУ «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Минобразования Чувашии
Каждый из нас знает о том, что все больше студентов относятся к учебе безразлично, у них отсутствует интерес не только к учебе, но и к будущей профессии, нет мотивации к развитию и движению вперед. Перед педагогами встает трудная задача воспитания позитивного отношения к дисциплинам и к учебе в целом, мотивировать студентов, опираясь на уже имеющиеся у них мотивы.
На процесс формирования и развития мотивации влияет целая совокупность психолого-педагогических факторов и методических приёмов. Для того чтобы найти эффективные педагогические средства воспитания у учащихся желания учиться, интереса к знаниям, необходимо предварительно уяснить, что собой представляют мотивы, мотивационная сфера, каковы закономерности ее развития.
Слово "мотив" (французское "motif") означает "двигаю". В психологии термин "мотив" означает осознанное побуждение человека к деятельности. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, определяющих поведение (сюда входят в частности потребности, мотивы, цели, намерения, стремления) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В структуре каждого учебного занятия присутствует такой элемент как «мотивация». Однако формировать и развивать мотивацию учения необходимо на протяжении всего урока.
Начало учебного занятия должно ориентировать студентов на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы ориентации на предстоящую деятельность.
Реализация принципа сознательности и активности начинается с раскрытия перед обучающимися целей и задач предмета, отдельной темы, показа ее практической значимости для профессиональной подготовки. Такое ознакомление обучающихся с целями предстоящей учебной работы, способствует подготовке их к активному восприятию знаний. Чтобы усилить интерес студентов к специальным дисциплинам, занятия по предмету «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» может проводиться в форме интегрированного урока совместно с мастером производственного обучения. Интегрированный урок с мастером производственного обучения позволяет студентам увидеть различные перспективы своей будущей профессиональной деятельности, формирует представление о единстве теории и практики в обучении.
Основная часть учебного занятия должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими студентами, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.
Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения. Импульс к активной познавательной деятельности даёт только тот материал, который созвучен с потребностями студентов. Мотивация учения формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но, прежде всего она воспитывается в процессе непосредственно учебной деятельности. Имеются некоторые специальные приёмы, направленные на повышение мотивационного влияния содержания обучения. К ним в первую очередь относятся создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к важным явлениям современной жизни. С этой целью необходимо подбирать специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес. Например, знакомить студентов с актуальным, популярным ассортиментом продукции кафе и ресторанов, современными тенденциями в изготовлении изделий, демонстрировать фото и видеоматериалы.
Чтобы вызвать познавательный интерес учебный материал должен бать информационно насыщенным; информационно бедный материал мотивационным эффектом не обладает. Содержание материала необходимо увязывать с личным опытом учащихся. Им становится ближе, понятнее, интереснее содержание урока. Особенно важной в этом отношении является взаимосвязь теоретического обучения с практической деятельностью учащихся. Также способствует желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, просмотр видеоматериалов и т.д. Например, при изучении сложных хлебобулочных изделий в этом учебном году очень актуальным для меня и студентов стал просмотр серии передач «Честный хлеб». Данный видеоматериал отличается научным подходом к изготовлению изделий и в то же время максимально доступен для восприятия студентами. Такой прием работы на занятии вызывает больший интерес у студентов, чем устный рассказ или беседа.
Одним из способов мотивации является эффективная организация проведения актуализации знаний и опыта учащихся: создание вводной проблемной ситуации, проведение вводной эвристической беседы, увлекательный рассказ об истории открытия явления, закономерности, способа, который предстоит изучать. Преподаватель может задавать наводящие вопросы, поощрять догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем помогает подтвердить или опровергнуть эти догадки, используя научные данные. Например, объектом изучения дисциплины «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» является разнообразная выпечка. Несмотря на то, что многие в домашних условиях занимаются приготовлением выпечки, нам необходимо убедить студентов в необходимости научного, профессионального подхода к ее приготовлению в условиях общественного питания. Мы вместе со студентами стараемся найти основные различия и ошибки в приготовлении изделий, причины непостоянного качества, какие-либо закономерности в приготовлении изделий. Путём размышлений, студенты приходят к пониманию технологических процессов, определяют причины недостатков изделий, способов устранения этих недостатков.
Создавая проблемные ситуации, преподаватель подталкивает учащихся к изучению объекта, поощряет учащихся делать наблюдения, выдвигать гипотезы, для чего учащиеся должны использовать интуитивное и аналитическое мышление. Такой метод используется при изучении темы «Мучные кондитерские изделия пониженной калорийности». Перед учащимися ставится такая проблема: мучные кондитерские изделия обладают высокой калорийностью, некоторым людям по состоянию здоровья необходимо ограничить их употребление. Как можно изменить технологию приготовления мучных кондитерских изделий, чтобы снизить их калорийность и сделать возможным их использование в диетическом питании. Учащиеся проявляют интерес к решению данной проблемы, обсуждают её, используют полученные на предыдущих уроках знания и предлагают свои пути решения.
Говоря о путях развития и воспитания мотивации учения, необходимо выделить влияние на учащихся личности преподавателя, мастера, их эрудиции, педагогического мастерства, авторитета. Положительной мотивации учения быстрее добиваются те педагоги, которые умеют раскрыть своим ученикам важность осваиваемой профессии, умеют не только убедительно рассказать о профессии, но и показать образец выполнения работы, увлечь учащихся поиском нового, привлечь к этому весь коллектив учащихся, создать в нём рабочий настрой, атмосферу сотрудничества.
Как бы ни были сильны стимулы, связанные с содержанием и методами обучения, преподаватель не должен забывать об очень действенных средствах, связанных с его собственным отношением к студентам. С помощью отдельных приемов – одобрения, похвалы, замечаний, согласия или несогласия, убеждения – создается эмоциональный настрой урока, определенная моральная атмосфера, вырабатывается определенный стиль взаимоотношений педагога и студентов.
На завершающей стадии учебного занятия необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на учение. Это достигается за счет развернутой оценки педагогом деятельности студентов. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.
Значительное влияние на развитие положительных мотивов учения имеет применение в ходе занятий так называемой «методики успеха». Суть её в том, что у обучающихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и возможности. Изначально каждый студент стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у обучающихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с ещё большей охотой. В тех же случаях, когда студент начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. Такому студенту необходимо помочь в преодолении трудностей и пытаться сформировать потребность в учении.
В процессе обучения важную стимулирующую функцию имеет оценка знаний обучающихся. Оценка знаний позволяет не только отмечать успехи, но и выявлять недостатки в учебной работе студентов. Чтобы обладать мотивационным эффектом, оценка должна быть справедливой, объективной. При оценивании преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уметь найти верный тон для высказывания оценки. Цель оценки – не вынесение окончательного «приговора» об уровне подготовки, а стимулирование дальнейшей деятельности.
Говоря о методах и приемах формирования мотивации, нельзя не сказать о том, что замедляет ее развитие. Это эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность педагога, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие объективной оценки; недоброжелательное отношение преподавателя к студентам (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).
Воспитание положительной мотивации учения не ограничивается описанными выше методами и приёмами. Задача педагогов весь процесс обучения направлять таким образом, чтобы развивать у учащихся положительные мотивы.
Итак, формированию мотивации в целом способствуют:
- общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;
- включенность студентов в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);
- построение отношения «педагог-студент» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до рейтинговой системы, и т. д.);
- занимательность, необычное изложение нового материала;
- образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;
- использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
- построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и студентов;
- развитие самостоятельности и самоконтроля студентов в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.