Меню Федеральное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Формирование мировоззрения и общих компетенций современного студента СПО в процессе преподавания дисциплины «Основы философии»: проблемы и средства

Христич Любовь Алексеевна, преподаватель
ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования», г. Смоленск

Направление: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании
Формирование мировоззрения и общих компетенций современного студента СПО в процессе преподавания дисциплины «Основы философии»: проблемы и средства

Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые проблемы и средства формирования мировоззрения студентов СПО в процессе преподавания дисциплины «Основы философии». Представлено содержание некоторых типов заданий авторского учебно-практического пособия по дисциплине для самостоятельной и аудиторной работы студентов с учетом компетентностного подхода в современном образовании, как одного из средств, призванных решить выявленные проблемы.

Ключевые слова:
ключевые общие компетенции; учебно-методический комплекс по дисциплине; мировоззренческие ценности; диалог текстов; групповая работа; метод проектов.


Сегодня на рынке труда работодатели предъявляют высокие требования к будущему специалисту, который должен быть не только обладателем системы профессиональных знаний, но и способным к самообразованию и повышению своего интеллектуального и культурного уровня. Они ждут выпускников, которые свободно владеют новыми информационными технологиями, мобильных в общении, готовых к работе в команде, умеющих налаживать общественные и экономические связи, обладающих широким кругозором. Как видим речь идет об образовательных результатах системы СПО – профессиональных и ключевых общих компетенциях, определенных ФГОС. Овладение ими необходимо молодому человеку для самореализации, эффективной профессиональной деятельности, взаимодействия с окружающими людьми. Сегодня не подвергается сомнению тезис о том, что современный профессионал не может состояться без овладения основными социально-культурными мировоззренческими ценностями, умеющий оценивать ситуацию и увязывать задачи профессионального роста с требованиями современности [5].

Особая роль в формировании широкой общей культуры будущего специалиста, умению критически мыслить, воспринимать, оперировать и анализировать информацию, представленную в абстрактной форме, отводится гуманитарному знанию и, в частности, дисциплине «Основы философии». По мнению многих преподавателей, дисциплина часто недооценивается студентами, она считается малозначимой, несвязанной с будущей профессиональной деятельностью. При этом важно показать студентам, что именно философия вооружает личность мировоззрением, благодаря которому возможно воспринимать общество как сложную, во многом противоречивую систему. Многие исследователи подчеркивают, что мировоззрение направлено на формирование обобщенных взглядов личности на мир, на определение места личности в нем и отношение к нему, оно формирует убеждения, чувства и идеалы, которые определяют жизненную позицию, принципы поведения и ценностные ориентации личности [2].

Как известно, становление мировоззрения личности происходит не само по себе – это длительный период, сопровождаемый в процессе образования такой формой как диалог между людьми, диалог текстов. Поэтому одной из важных задач философии на современном этапе обучения в системе СПО является освоение навыков и умений работать с текстом. Так, например, Д. С. Лихачев подчеркивает, что «диалог культур» реализуется через смысловой диалог текстов, их интерпретацию, творческое размышление [4].

В СмолАПО разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы философии», главной целью которого является повышение эффективности обучения. Составной частью УМК является авторское учебно-практическое пособие по дисциплине «Основы философии». В пособие включены разные типы заданий для самостоятельной и аудиторной работы студентов, направленные на формирование заявленных в ФГОС общих компетенций. Задания имеют разный уровень сложности.

Приведем пример таких заданий [3].
 Определите, какая, на Ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела? «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».
 Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец – ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что».
Выскажите мнение: можно ли считать его диалектическим.
 Прокомментируйте приведенные ниже слова Платона. Определите на основе анализа отрывка основную идею Платона.

Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

На основе приведенных заданий можно увидеть, что часть из них направлена на воспроизведение изученного учебного материала, другие предполагают творческое осмысление материала и выражение личного мнения студента. Обучающийся может сам выбрать уровень предложенных заданий (выполнение теста, заполнение таблицы, творческое задание), то есть сам определяет свою оценку, формируя при этом навык планирования своего профессионального роста и ответственности за принятое решение. Выполнение творческих заданий создает условия для поиска решения в нестандартных ситуациях.

Приведем примеры творческих заданий из учебно-практического пособия по дисциплине, направленных на осмысление материала и формирование общих компетенций.
 Определите на основе текста суть учения пифагорейцев. Попытайтесь разобраться (с привлечением дополнительного учебного материала), почему, по мнению пифагорейцев, именно математика и музыка – важнейшие средства очищения.

Школа Пифагора представляла собой этически-религиозный союз. Нравственно-практическая цель – очищение человеческой души для спасения ее от круговорота перерождений, достигалась посредством определенных практик членов ордена. Одним из важнейших средств очищения (катарсис) пифагорейцы считали научные занятия, прежде всего математикой и музыкой.

Приведенные ниже задания дают возможность преподавателю учитывать особое мнение студентов, формируют культуру их мышления, учат вести дискуссию, находить для ответа дополнительные источники, уважать мнение оппонента, находить компромисс, решать профессиональные и социальные проблемы.
 Ф. М. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире.
Как думаете, разрешим ли этот парадокс?
 В. И. Вернадский верил в то, что природа, дойдя в человеке до разумной стадии, не может пойти вспять, а значит, наука и разум помогут человечеству рано или поздно решить все стоящие перед ним проблемы. Поэтому он уверенно заявлял: «Цивилизация «культурного человечества»… не может прерваться и уничтожиться».
Однако нарастающая глобальная экологическая катастрофа, широкое использование науки для порабощения и уничтожения людей и природы говорят об обратном.
Согласны ли вы с мнением В. И. Вернадского? Обоснуйте свой ответ.
 Интерпретируйте высказывание русского философа, основателя космизма Н. Ф. Федорова. Используйте для ответа знания, полученные при изучении дисциплины и дополнительных сведений.
«Прежде человек - значило смертный; но это определение неточно и даже неверно. В строгом смысле слова человек не смертный, а сын умерших отцов, т. е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный - есть индукция, а не дедукция».
 Проанализируйте приведенные ниже высказывания. Определитесь, чью позицию вы поддерживаете. Обоснуйте свой выбор.

Песталоцци И. Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий, римский стоик, советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства, − измени отношение к ним». Балашов Л. Е., современный отечественный философ: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

Достаточно эффективным представляется при формировании практически всех общих компетенций, заявленных ФГОС, использование метода проектов и групповой работы. При этом результат работы группы складывается из результатов работы каждого участника, что способствует активизации их познавательной деятельности. Уместным и важным при выполнении заданий, в отчете групп является использование ИКТ.

В качестве примера приведем задания для групповой работы при изучении философии глобальных проблем тема «Будущее человечества».
 Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены».

Попытайтесь возразить ученому или докажите его правоту. Создайте модель оптимистического и пессимистического социального прогноза мирового сообщества на ближнюю перспективу, работая в группах. Представьте и защитите модели прогнозов будущего человечества, используя презентации, видеофрагменты из фильмов, телепередач и др. Воспользуйтесь сведениями из дополнительной литературы: справочников, энциклопедий, научно-популярной и художественной литературы и др. источников.

Задания для групп.
Первая группа: Оптимистическая модель будущего человечества.
Вторая группа: Пессимистическая модель будущего человечества.

Как показала практика, использование педагогом по дисциплине развивающих, творческих типов заданий для самостоятельной и аудиторной работы, наряду с применением активных форм и методов организации занятий, способствует формированию мировоззрения и реализации общих компетенций студентов СПО, обладает практической значимостью в решении выявленных проблем.

Список литературы
1. Алимов Б.Н. О повышении роли общеобразовательных дисциплин в формировании профессионально значимых качеств у учащихся профессиональных колледжей // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 763-766. / Б.Н. Алимов // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://moluch.ru/archive/67/11267/.
2. Колесник Н.Е. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 43-46. / Н.Е. Колесник // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1119/.
3. Христич Л.А. Учебно-практическое пособие по дисциплине Основы философии [Текст]. – 5-е изд. перераб и доп. - Смоленск, 2017. – 248 с.
4. Цвык В.А. Роль социально-гуманитарных наук в формировании профессионала. – Вестник РУДН, серия Социология. – 2007. - № 1 (11). – C. 34-44. / В. А. Цвык // [Электронный ресурс] / Формат pdf.
5. Шеина И.М. Гуманитарное образование в современном обществе. Международный открытый электронный журнал. Образование в России. / И.М. Шеина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: – http://www.akvobr.ru/gumanitarnoe_obrazovanie_v_sovremennom_obshestve.htm.
Поделитесь с коллегами

Источник: Перейти

Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar