- 5.0 Рейтинг
- 1550 Просмотров
- Обсудить
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум»
В настоящее время существует ряд несоответствий между возрастающими требованиями работодателя к качеству подготовки современных специалистов и сложившейся системой образовательной деятельности. На преодоление обозначившихся противоречий ориентирована развернувшаяся в стране модернизация профессионального образования, затронувшая в том числе и систему подготовки специалистов среднего звена.
Внедрение инновационных методик и форм проведения занятий способствует развитию мобильности у студентов, быстроты реакции и принятия решений в нестандартных ситуациях.
Деловая игра, как форма организации совместной учебной деятельности преподавателей и студентов, может быть использована в процессе обучения для моделирования содержания фрагментов будущей профессиональной деятельности обучающихся посредством постановки и решения реальных профессиональных проблем, с которыми студенты могут столкнуться на производстве. Именно деловые игры позволяют создать имитационную модель реальной деятельности технического специалиста в различных производственных ситуациях, проектировать тактику действий в созданных условиях. В процессе такой игровой деятельности у обучающихся вырабатывается способность адекватной оценки ситуационной технологической задачи, а также они учатся находить оптимальное решение по ее совершенствованию.
Игровой способ построения занятий позволяет реализовать теорию деятельностного подхода к усвоению знаний и в значительной степени сгладить противоречие между формами организации учебно-познавательной деятельности и формами профессиональной деятельности.
Деловые игры обладают рядом характерных признаков:
1. Присутствует объект игрового моделирования и четкое распределение ролевых функций меж¬ду участниками игры.
2. Коммуникация участников игры согласно реализуемым функциям и ролевым исполнением.
3. Дифференцирование интересов участников.
4. Общность игровой цели, подчиняющей и объединяющей различные интересы участников.
5. Учет вероятностного характера производственной деятельности и ин¬формационной неопределенности.
6. Замена производственных единиц дидактическими аналогами.
7. Осуществление игровой деятельности «по-цепочке»: выполнение и результативность каждого последующего этапа зависит от предыдущего.
8. Пространственно-временное единство игры.
9. Субъектно-объектная оценка результатов деловой игры, зависящая от степени выполнения производственных задач.
10. Присутствие в игре системы стимулирования.
Внедрение в процесс преподавания общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов разнообразных ситуационных профессионально-ориентированных задач мотивирует обучающихся к саморазвитию, целью которого становятся профессиональные знания и навыки. В игровой ситуации допустимо наличие ошибок, которых, возможно, обучающимся удастся избегать в своей будущей профессиональной деятельности.
Деловая игра, реализация которой неразрывно связана с коллективной формой взаимодействия, развивает у обучающихся способность работать в команде, умение организовывать совместную командную деятельность, принимать конкретные управленческие решения, что способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
Именно деловые игры являются пространством для творческой активности студентов. В процессе проведения деловой игры создаются условия для проявления личностных качеств обучающихся, их индивидуальных особенностей для формирования ценностных ориентаций и становления будущего специалиста.
Деловая игра, используемая как метод обучения профессиональным знаниям, становится мощным стимулом мотивации обучения, дает возможность оценки уровня имеющихся у студентов знаний, умений и навыков, а также переводит эти знания из состояния пассивного усвоения в состояние активного применения, учит ситуационному анализу и прогнозированию.
Профессионально-ориентированные деловые игры могут быть различными по степени сложности. Применение их в процессе обучения зависит не только от уровня знаний обучающихся, но также и от возможностей самого преподавателя.
Подготовительные мероприятия при разработке деловой игры должны состоять из следующих этапов:
- поиск и уточнение источников (реальные производственные ситуации и задачи);
- определение состава и количества участников (неразрывно связаны с поставленной игровой целью и ее проблематикой);
- определение регламента игровой деятельности (разбиение игры на тапы);
- составление сценарного плана деловой игры (последовательность выполнения и способы реализации этапов игры, дополнительный материал);
- формирование системы оценивания результатов игровой деятельности;
- оформление вспомогательного методического материала (инструкционные карты, таблицы и т.д.);
- организация игрового пространства.
При подготовке к проведению деловой игры первичным является целеполагание, за которым следует создание сюжетной линии, определяется методика достижения цели, прописываются роли, разрабатываются системы оценки действий игроков, подсчета набранных очков, составляется регламент игры.
Согласно разработанному сценарному плану, в начале занятия преподавателем формируется проблематика и цель игры, оглашаются правила и регламент, внедряется необходимый методический материал.
Деловая игра развивает у студентов способность сконцентрироваться на самой сути разрешаемой производственной ситуации, умения и навыки работать в команде, уверенность в себе, лидерские качества.
Данную технологию можно использовать для имитации производственного процесса при выполнении студентами лабораторных или практических работ в рамках изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Проведение занятий в игровой форме позволяет вызвать интерес у студентов, сформировать профессиональные компетенции в условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Технологический подход к проектированию учебного занятия с элементами деловой игры соответствует ведущим тенденциям модернизации среднего профессионального образования, направленным на подготовку квалифицированных специалистов, отличающихся высоким уровнем профессионализма, лидерскими качествами, инициативностью, умением применять знания, умения, навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
Целесообразно проведение урока комплексного применения знаний, умений, навыков и опыта (формируемых компетенций), реализуемый в формате лабораторной работы с исследовательским компонентом, в игровой форме. Решение поставленной проблемно-исследовательской задачи может осуществляться в форме деловой игры «Исследователи». На уроке моделируется квазипрофессиональная деятельность будущих специалистов, в ходе которой формируются общие и профессиональные компетенции студентов (элементы компетенций).
Проведение лабораторной или практической работы в подобном формате позволяет активизировать когнитивную деятельность студентов, занимающих, как правило, пассивную позицию при традиционном проведении занятий. Распределение ролей позволяет им выбрать ту часть общей задачи, которая им посильна и соответствует уровню их подготовки, их характеру и темпераменту. Даже отказавшись от активной роли в игре, данная категория студентов может и принимает участие в обсуждении готового проекта, представленного в ходе учебного занятия.
Имитационное моделирование профессиональной деятельности относится к методам активного обучения. Сущность данного процесса нельзя понять, рассматривая его как таковую вне понятийных рамок педагогики и психологии, учебно-воспитательного процесса как целого. Использовать деловые игры целесообразно в том случае, когда образовательные цели не могут быть реализованы традиционными способами. При¬сущие занятиям, проводимым в игровом формате, коллективный поиск верного решения, азарт, соперничество, позволяют активизировать учебное занятие, насытить его эмоциями и продуктивно решать чисто учебные задачи - запомнить, выучить, усвоить.
Список литературы
1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения Учебное пособие. 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 176 с.
2. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. – 156 с.
3. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. - М.: Изд. дом «Дашков и К: МАН ИПТ», 2002. - 360 с.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.