Меню Международное интернет - издание ISSN: 2409-4455
Профессиональное
Образование
России и СНГ
Современно Перспективно Оперативно
Назад » » »

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования индивидуальных способностей ребенка

Горячева Юлия Владимировна, воспитатель филиала ГБУЗ «Волгоградский областной детский противотуберкулезный санаторий №3», г.Серафимович Волгоградской области

«Рука – это вышедший наружу мозг человека”
Н. Кант


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский

Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Как воспитатель, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.

Я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи:
-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Учить правильно, держать карандаш, ручку, фломастер; уметь владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения.
- Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в пространстве.
- Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий.
- Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей;
- Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правильное выполнение заданий.

Познакомилась с работами по развитию мелкой моторики у разных педагогов. Одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, учитель г. Москва, другие - теневому театру (А. В. Мельникова, г. Краснодар, третьи лепке, конструированию (3. И. Богатеева, г. Ульяновск).

Изучив литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использование нетрадиционных методов изо деятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений.
Я же использую в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

Работая в санатории, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Я провожу занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, использую игры для развития мелкой моторики рук, различные виды ручного труда – это эффективные пути подготовки руки ребенка к письму. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку "Наши пальчики играют".

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным будет использование физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным. Что же сюда вошло:
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
- Пальчиковые игры со скороговорками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
- Пальчиковый алфавит.
- Пальчиковый театр.
- Театр теней.

Я в своей работе добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость. Дети изображают предметы, животных, птиц, все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой и обеими вместе. Совместно с детьми придумываем сказки, которые тоже сопровождаем изображением различных фигурок из пальцев. Скороговорки всегда можно "переложить на пальцы", т. е. придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки я
использую, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация, так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).
В группе имеется набор счетных палочек на каждого ребенка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Использую этот материал, как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время, отправляясь к героям «Спичечного королевства». Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца. Не менее интересно преобразование фигур из спичек. Например: переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики должны соответствовать основным педагогическим принципам: носить развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:
- Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", "Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются? " и т. д.
- Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
- Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
-пальчиковая гимнастика;
-показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
-обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);
-сминание пальцами комочков из бумаги;
-перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.);
-выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений - геометрических фигур, букв, цифр, узоров);
-выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д.);
-создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей – ниткопись;
-шнуровка на различных предметах;
-сматывание шерстяной пряжи в клубки;
-завязывание и развязывание бантов, узлов;
-застегивание пуговиц, молний, крючков;
-нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
-конструирование из палочек;
-нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн";
-изготовление бус из разноцветных скрепок;
-игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков);
-физические упражнения, основанные на хватательных движениях;
-игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;
-лепка из соленого теста;
-рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.);
-плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок;
-симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Во время игровой деятельности так же можно развиваю мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики, грецкие орехи.
Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. Дети любят рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой, вилкой, бумагой, рисуем на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Проводя занятия по лепке мы используем природный материал - составление узоров камешками, ракушками, семенами растений, фруктов и т. д. Использую в работе пластилиновую живопись, пластилинографию, налепы. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, координации движений, их точность.

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Для обследования мелкой моторики рук применяю различные диагностические методы:
1. Работа с бумагой
• Вырезание ножницами;
• Обрывание листа бумаги.
2. Тактильные ощущения
• Узнавания предмета;
• Узнавание качества и формы предмета
3. Сила тонуса
4. Сжатие рук взрослого одной (двумя) руками.
5. Координация движений
• Вдевание нитки в иголку;
• «Ладонь – ребро – кулак»
6. Обследование щепоти руки
• Катание шарика
7. Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно) .
9. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
10. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца) .
11. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)
12. Нанизывание пирамидки. Собирание матрешки.

После диагностического обследования и составления плана работы с детьми по развитию мелкой моторики, приступаю к начальному этапу работы: учу детей свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук при помощи специфических упражнений. На следующем этапе обучаю детей приемам самомассажа рук. Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик - ежик, прищепки.
После выполнения самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений.
Провожу упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнения - игры на расслабление.

Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, т. е. готовили руки ребенка к письму.

В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать пособия для этого вида деятельности.
Центр изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, гуашь, ватные палочки и диски, цветные мелки, восковые мелки, шаблоны, трафареты, фигурные линейки, бумага, нити, фольга, ножницы и т. д.
Центр конструктивной деятельности: крупный и мелкий конструктор, мозаика и строительные наборы разной величины, пазлы, «Сложи узор» - из геометрических фигур.
Центр математической деятельности: пеналы с ручками, карандаши, тетради в клетку, счетные палочки, образцы фигур из счетных палочек, образцы рисунков по клеточкам, шаблоны геометрических фигур, кубики с цифрами, палочки.
Центр художественно – природной мастерской: бросовый материал: бутылочки, баночки, поролон, пластмассовые крышечки, трубочки, мех, ткань, вата, нитки; природный материал: сухие листья, цветы, палочки, веточки, камешки, опилки, шишки, желуди и т. д
Игровой центр: игры – «Помоги Золушки», «Собери бусы», «Разноцветные клубочки», «Укрась елочку», «Башмачок», пуговицы и бусинки разного цвета и величины и т. д.
Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Систематическая работа и разные виды деятельности, используемые мною в работе в данном направлении, при целенаправленном их применении позволяет достичь следующих положительных результатов:
• кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость,
• исчезает скованность движений,
• меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма,
• определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе,
• способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При составлении перспективных планов воспитательной работы, я учитываю возраст детей и планирую работу от простого к сложному. Занятия способствуют развитию ребёнка (сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение, творчества, волевые качества – усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, художественных способностей и эстетического вкуса, развитие рук и мелкую моторику пальцев).
Я считаю, что развитие «ручной умелости» - одна из важных задач дошкольного воспитания по подготовки руки к школе. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими слабую руку, доказывает необходимость проведения данной работы и дает возможность успешного обучения детей чтению и подготовки к обучению письму в дошкольном возрасте.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.
avatar