- 0.0 Рейтинг
- 5076 Просмотров
- Обсудить
ГАПОУ «ЧТТПиК» Минобразования Чувашии
Одной из характерных черт современного информационного общества, что влияет на общее состояние физического и психического здоровья населения Чувашской Республики, является гиподинамический образ жизни, преобладание пассивных форм досуга, увеличение различных видов и типов зависимого поведения. Указанное проявляется и в общей тенденции снижения двигательной активности студенческой молодежи при постоянном росте статического и психоэмоционального напряжения во время учебы. Это требует неотложного принятия в системе общего образования эффективных мер по укреплению физического и психического здоровья детей и молодежи, формирование у них здорового образа жизни, ценностей активного, развивающего досуга.
Спортивно - массовые мероприятия являются популярным методом воспитания и формой организации досуга молодежи. Именно, они должны обеспечить эффективную организацию и проведение разнонаправленных физкультурно-оздоровительных, спортивных, развлекательных мероприятий в учреждениях образования с целью формирования ценностного отношения молодежи к своему здоровью, мотивации физического развития и совершенствования, формирования нравственных, волевых и других качеств. Помимо традиционных форм организации досуга молодых людей в настоящее время используются новые подходы и методы, которые позволяют найти общий язык с молодежью, привлечь ее к активной социальной деятельности.
«Живая» визуализация учебных программ – один из главных мировых трендов в образовании. Спортивные «Живые уроки» хороши тем, что в них объединяются потенциалы сфер культуры, спорта и образования. Такие уроки дают возможность обучающим и преподавателям изучать программу дисциплины «Физическая культура» вне стен образовательного учреждения, что позволяем с большим интересом усваивать полученный материал.
Учебные экскурсии на спортивно-массовые мероприятия - одна из актуальных и современных форм организации обучения. Визуализация (наблюдение и анализ) спортивных соревнований, возможность привлечения всех желающих без предварительных отборов и каких-либо ограничений к физкультурно-спортивной деятельности на регулярной или эпизодической основе, разного пола, возраста, физических кондиций, социального статуса, культурного и образовательного уровня развивают способность обучающихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире, формируют эмоциональные качества, воспитывают потребность в физической активности и здоровом образе жизни.
Интеллектуальную информацию обучающихся получают из всевозможного информационного поля, но она не достаточна для развития двигательных навыков. Не секрет, что чем больше двигательных навыков осваивает подросток, тем он быстрее развивается физически и умственно. Обучение двигательному навыку на уроках «Физическая культура» проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – первые пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. Спортивные «Живые уроки» нужны на всех этапах обучения двигательным навыкам. Наблюдая за спортсменами обучающиеся, видят виртуозность и артистичность техники исполнения упражнений, взаимодействие всей команды, точность в бросках и ударах по мячу.
Преподаватель на таких уроках помогает оценить качество выполнения упражнений спортсменами. Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена помогает оценивать качество выполнения упражнений, выявить недостатки в их выполнении, наметить пути устранения этих недостатков, определить эффективность влияния того или иного упражнения на организм человека и, в конечном счете, определить, как они способствуют совершенствованию спортивной техники. Затем все эти положения и движения тела повторить на уроке, выявить недостатки в их выполнении, наметить пути устранения этих недостатков, определить, подсказывает, поправлять, отметить малейшие сдвиги в сторону улучшения.
Обучать навыку желательном в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы обучающий смог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются разнообразные методы: поточный, фронтальный, групповой, но наиболее эффективный самостоятельный. После показа ребята тренируются самостоятельно, а преподаватель поправляет, подсказывает ученикам. После 5 минут самостоятельных занятий просит некоторых учеников показать изучаемое движение. Вызывать надо как тех, у кого получается, так и тех, у кого дела идут неважно. Педагог указывает на ошибки, отмечает отличившихся, подбадривает неудачников.
Для преподавателя очень важно замечать каждого ученика на уроке, Ученики должны чувствовать заинтересованность педагога в результатах своего труда, тогда отдача на уроке не замедлить сказаться. Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия: 1) чтобы ученик хотел, 2) чтобы педагог умел. В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если класс достаточно подготовлен. На уроках гимнастики это может быть показ упражнений, соревнования между отделениями. Урок без игры превращается в нудную работу, которую ученики не могут выполнять долго. Обучая, учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее, делая урок динамичным, интересным. Главный мой принцип обучения на уроках «Физической культуры»: не умел – научился – применил.
Как известно, под спортивными соревнованиями понимают способ выполнения соревновательного упражнения с предельными возможностями и по правилам, субъективную основу которого составляют конкурентные отношения спортсменов при демонстрации достигнутых результатов.
Спортивные соревнования проходят в искусственно созданных игровых ситуациях, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников. Именно этими моментами, например, фехтование как вид спорта отличается от боевого сражения на шпагах, саблях и т.д., а бокс – от уличной драки. В спорте высших достижений выделяют различные виды соревнований, каждый из которых играет определенную роль в системе подготовки спортсмена к достижению наивысшего результата - отборочные, контрольные, подводящие, основные, главные.
Соревнования для всех. Основная цель данного вида соревнований – предоставление возможности участия в соревновательном процессе индивидам с разным уровнем физических возможностей, при этом спортивный результат сам по себе может быть объективно невысоким, но субъективно очень значимым для участника. Такие соревнования играют роль вовлекающего механизма в физически активный образ жизни, поскольку воздействуют на фундаментальные биологические процессы, связанные с формированием положительных эмоциональных состояний через метаболизм эндогенных опиоидных пептидов.
Спортивное удовольствие (sport enjoyment) является важнейшим слагаемым формирования потребности в физической активности, обеспечивает безусловное положительное подкрепление участия в спортивной деятельности. Спортивные игры бесконечно разнообразны, это настоящий спектакль, сюжет которого неизвестен ни игрокам, ни зрителям.
Задача социального становления личности является важной и актуальной для любого государства. От того, какие ценности сформированы у подрастающего поколения сегодня, зависит путь развития нашего общества в будущем.
Основная особенность организации спортивно-массовых мероприятий – возможность привлечения всех желающих без предварительных отборов и каких-либо ограничений играет роль важнейшего вовлекающего механизма в физкультурно-оздоровительные занятия большого количества участников любых возрастных групп и слоев населения. Суть спортивно-массового мероприятия заключается в том, что его программа должна быть доступна для "массового" участника - разного пола, возраста, физических кондиций, социального статуса, культурного и образовательного уровня.
Таким образом, цель спортивно-массового мероприятия - привлечение граждан к физкультурно-спортивной деятельности на регулярной или эпизодической основе, опираясь на интересы и потребности личности в такого рода деятельности.
Поделитесь с коллегами
Поделитесь своим мнением с остальными.