Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Технология мастерских как способ познавательной деятельности студентов СПО на занятиях по математике. Из опыта работы.

 

Бус Елена Валерьевна, преподаватель математики

ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой», г.Новый Уренгой

Направление фестиваля: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании

Аннотация. В статье рассматриваются главные особенности влияния технологии мастерских на познавательную деятельность студентов СПО Представлена трактовка сущности технологии мастерских. Раскрыто понятие формирования познавательной деятельности студентов. Описана взаимосвязь понятий познавательной деятельности и технологии обучения мастерских на занятии математики. Приводятся примеры из опыта работы педагога использования данной технологии на занятиях по математике. Рассматриваются важные аспекты обучения студентов СПО в рамках математических занятий.

Ключевые слова: технология мастерских, познавательная деятельность студентов СПО, личный опыт педагога, способы познавательной деятельности, занятия по математике.

Современное образование в настоящее время развивается гораздо стремительно, осваивая новые формы и методы работы в рамках образовательного процесса студентов. Одной из наиболее распространенных проблем среднего профессионального образования на сегодняшний день остается проблема использования новых современных образовательных технологий на занятиях по математике.

Актуальность данной темы заключается в том, возникают трудности в формировании крепких математических знаний студентов. Возникает вопрос как это исправить? Чаще всего обучение на занятиях по математике происходит в традиционной форме, а сейчас это уже не эффективно потому, что личность в данной системе формируется только как объект воздействия, по определённому образцу, большее внимание уделяется процессу обучения студентов СПО, упуская при этом современные технологии и методы развития математических представлений.

Стремление современной системы среднего профессионального образовании помочь студентам шагнуть в новые реалии, привить интерес к формированию математических представлений и развитию познавательной активности, реализуется на самом деле не в полной мере, над этим вопросом нужно работать. Возникает вопрос как помочь студентам СПО сформировать наиболее эффективными способами математические навыки, учитывая при этом программное содержание математических занятий.

Проводя занятия в традиционной форме, мне наскучило и захотелось дать студентам гораздо больше, я познакомилась с новой образовательной технологией мастерских. Вследствие чего она меня очень заинтересовала, и я активно стала использовать ее на занятиях по математике, что стало способствовать эффективному усвоению математических представлений и развитию познавательной деятельности студентов СПО.

Итак, давайте с вами разберёмся, что же такое технология мастерских?

Проанализировав достаточное количество методической литературы по проблеме использования данной технологии, я выбрала наиболее точное определение, которое описывает всю её сущность.

Разработали эту технологию французские педагоги и психологи – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В Россию эта технология пришла в начале 90 – х и до сих пор является актуальной. По мнению французских педагогов, объяснение нового материала учителем, затрудняет познание предмета, мешает ребенку самому делать итоги с умозаключением. Девиз французских мастерских – «Делай по – своему».

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой педагог – мастер вводит своих студентов в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой студент может проявить себя как творец.

В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим студентом в паре или группе с опорой на свой личный опыт, педагог – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления и развития познавательной деятельности.

Эта технология позволяет студенту самому строить своё знание, в этом её большое сходство с проблемным обучением. Создаются условия для развития творческого потенциала и для студента и для педагога. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность студента – способность являться субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная технология позволяет научить студентов самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути решения проблемы.

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность студентов [1].

Данная технология имеет сходство с проектным обучением, так как в основе существует задача, которую нужно решить, предложив свои варианты решений. На своих по математике, в рамках данной технологии, я создаю такие условия, которые помогают решить поставленную мной задачу.  самостоятельно формулируют эту задачу и выстраивают план её решения. В качестве задач могут выступать различные типы практических заданий.

Важно сочетать, в рамках данной технологии, формы деятельности студентов СПО на занятиях по математике.

Используя технология мастер, я пришла к выводу о том, что мастерская оказывает существенное влияние на познавательную деятельность студентов СПО., так как у студентов проявляется интерес и они начинают творчески мыслить при решении поставленных задач педагогом.

Чаще всего я использую эту технологию при изучении новой темы, при или закреплении знаний по пройденной теме. Главным для меня при работе с данной технологией выступают интересы детей и познавательная активность к изучаемой теме. Поэтому основой для своей работы считаю идею дифференциации и индивидуализации обучения. Мои занятии построены таким образом, чтобы студенты мыслили самостоятельно и могли оказать помощь своим товарищам. Как же проходит работа с использованием технологии мастерских на моих занятиях по следующим этапам:

1. Я создаю эмоциональный настрой и мотивирую студентов на активную познавательную деятельность

2. Создаю информационный запрос, формулируем проблему

3. Предположение гипотезы, продумывание плана решения проблемы. Выбор способов и методов решения поставленной проблемы.

4. Заслушивание вариантов решения других студентов. Обсуждение в группе/паре. Выбор наиболее эффективного варианта решения проблемы. Дают самооценку.

5. Защита полученных результатов в ходе решения проблемы студентами СПО на занятиях по математике. Желательно наглядно и доступно.

6. Оценка творческого потенциала в ходе выполненной работы. Поиск новых способов решения проблемы.

7. Анализ своей деятельности, обобщение чувств, возникших в ходе мастерской.

Например, тема «Степенная функция» очень подходит для творческой работы всей группы студентов, так как степенная функция – это фактически множество функций, имеющих самые различные свойства в зависимости от показателя степени.

 Согласно примерному планированию нашей программы 1 курса для изучения темы «Степенная функция  y=xn, nN, ее свойства и график» отводится 3 занятия. Исходя из технологии мастерской, изучение этой темы спроектировала для 3 занятия - мастерских:

Урок 1. Мастерская 1. «Познание теории».

Цель: сформировать понятие «Степенная функция с натуральным показателем».

Урок 2. Мастерская 2. «Изучать – значит совершать открытия для себя».

Цель: Сформировать теоретический аппарат темы (свойства функций), развивать графические навыки.

Урок 3. Мастерская 3. «Изучить – значит научиться решать задачи».

Цель: сформировать навыки практического применения знаний о степенных функциях.

Главный акцент, на таких занятиях по математике, необходимо делать на самостоятельное решение поставленных задач, выбор методов и приемов решения этих задач, умение самостоятельно осуществить проверку правильности решения. Именно на таких занятиях студенты активно усваивают полученных практический и теоретический материал навыки благодаря эффективности технологии мастерских.

Технология мастерских даёт положительные результаты в моей работе. 

Такие уроки способствуют развитию личности студента, дают ему возможность самовыразиться и самоутвердиться, а само занятие математикой становится творчеством ума и души студента. Дети с удовольствием участвуют на различных математических конкурсах и успешно сдают экзамены по моему предмету. Появляется большая уверенность в себе, в своих возможностях, формируется привычка к своеобразному самовыражению.

Таким образом, активное применение технологии мастерских на занятиях по математике для студентов СПО   повышает познавательную активность, побуждает студентов творчески мыслить, развивать мышление и логику, понимать новые реалии, самообучаться и развиваться, находить решение поставленных задач, обучаться основным мыслительным операциями по созданию творческого продукта, а самое главное студент замотивирован на дальнейшее обучение.

Список использованных источников:

1. Запорожец А.В.Большой психологический словарь. Под ред. Зинченко

В.П., Мещерякова Б.Г.-М.:2003.с. 624

2Современные педагогические технологии в практике обучения математике. Методический сборник.- Киров: Кировский областной ИУУ, 2019.

3.Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 2020.

 

 

Поделитесь с коллегами

Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar