☆ Приветствуем Вас, Гость! ☆ Регистрация ☆ RSS ☆       
    +16

Главная » Статьи » I-Всероссийский фестиваль Профобразование XXI века » Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании

Коммуникативные минимумы обучения видам речевой деятельности. Иностранный язык.
краевое государственное бюджетное
образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Ачинский медицинский техникум"

Коммуникативные минимумы по обучению
видам речевой деятельности
Иностранный язык

для специальностей:
060101 Лечебное дело
060501 Сестринское дело

Автор-составитель:
Таранова Т.Ю., преподаватель иностранного языка
высшей квалификационной категории КГБОУСПО АМТ

Ачинск, 2013
Содержание :
1. Введение………………………………………………………4
2. Коммуникативные минимумы………………………………5- 9
а) чтение;
б) говорение;
в) аудирование;
г) письмо.
3. Приемы по обучению видов речевой деятельности………..9- 11
4. Список литературы…………………………………………...12

Введение
Цель обучения иностранному языку как средству коммуникации диктует необходимость обучения различным видам общения: официально-деловому, профессионально-направленному и неофициально-деловому, поскольку реальное общение, как правило, носит комплексный характер.
Обучение иностранному языку как средству общения предполагает получение студентами комплекса лингвистических знаний и приобретение коммуникативных навыков и умений. Лингвистический компонент содержания обучения включает в себя строго отобранный языковой и речевой материал, фонетический материал, лексический и грамматический минимум.
Для повышения качества знаний студентов актуализированы коммуникативные минимумы основных видов речевой деятельности – чтения, , говорения, аудирования и письма:
- адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения;
- выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;
- владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
- владеть навыками осознанного чтения аутентичных текстов, проводить их информационно-смысловой анализ;
- составлять план;
- создавать письменные высказывания .

Чтение
Чтение – особый вид речевой деятельности, это процесс одновременного восприятия и понимания письменного текста. Это глубоко внутренний процесс, состоящий в интерпретации текста, которая подразумевает словесное, предметное и смысловое понимание.
Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.
Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному общению (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения).
В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов чтение делится на
ИЗУЧАЮЩЕЕ,
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ,
ПРОСМОТРОВОЕ,
ПОИСКОВОЕ. (по Фоломкиной).

1. Изучающее - это чтение со стопроцентным пониманием информации, детальное чтение, которое может сопровождаться выписками и рассчитано на использование в последующей деятельности информации, полученной из текста.

2. Ознакомительное – это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями. Это чтение без выписок, для удовольствия.

3. Просмотровое – бегло просматривается текст, отмечается интересное/ неинтересное, ценное/ ненужное. На основе полученной информации решается, нужен нам этот текст или нет.

4. Поисковое – человек ищет определенную информацию, возможно в указанном тексте. Поисковое чтение ориентировано на быстрое нахождение в тексте определенных фактов, характеристик, указаний, цифровых показателей. Оно направлено на поиск в тексте конкретной информации. Такое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию( этот вид чтения занимает важное место).
Для изучающего чтения выбирают тексты, объём которых в несколько раз меньше текстов для ознакомительного чтения; чаще используются тексты описательного типа. Информационная насыщенность таких текстов высока; читающий стремится к максимально полному и точному восприятию информации. В таких текстах не должно быть незнакомых грамматических конструкций. Количество незнакомой лексики может быть выше, чем при ознакомительном чтении, но оно не должно быть чрезмерным, чтобы чтение текстов не превращалось в их расшифровку.
Для ознакомительного чтения используются относительно большие тексты; наиболее пригодны для этого вида повествовательные, сюжетные тексты. Степень информационной насыщенности этих текстов невысокая, их понимание допускает потерю части второстепенной информации (более 25%). Языковой материал не должен вызывать особых затруднений, незнакомые слова (не более 5-7 на страницу) не должны затрагивать основную информацию текста.
Для просмотрового чтения объём текстов должен быть в несколько раз больше текстов для ознакомительного чтения. Информационная насыщенность текстов существенного значения для этого вида чтения не имеет.

Умения, формируемые при обучении чтению

Рецептивные умения:
1. Предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы.
2. Понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.
3. Понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные лексические единицы и языковые средства.
4. Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.
5. Прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением в парной или групповой работе.

Репродуктивные умения:
1. Воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы.
2. Делить текст на смысловые части, выделять в них главное.
3. Сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога.
4. Конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста.
5. Составлять реферат, записывать тезисы.

Репродуктивно-продуктивные умения:
1. Раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст.
2. Составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана.
3. Передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично.
4. Реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе.
5. Обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.

Продуктивные умения:
1. Использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения.
2. На основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе.
3. Участвовать в проектной работе по известной теме.

Говорение
Умение говорить предполагает выработку умений выражать свою мысль коммуникативно осмысленно, грамматически правильно.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, он имеет несколько уровней:
1.Начальный (ответы на вопросы при отсутствии или наличии опор, с участием преподавателя);
2.Средний (опора на текст, средства наглядности);
3. Самостоятельный (отсутствие опор, кроме знаний по предмету высказывания; использование в речи сложных предметно-смысловых конструкций).
Обучение говорению в условиях отсутствия языковой среды должно быть:
а) систематическим;
б) целенаправленным;
в) максимально приближенным к условиям реальной действительности;
г) личностно-деятельным (создание благоприятного психологического климата; развитие способности и готовности осуществлять речевое общение; формирование мотивации).
Обучая говорению как средству общения студентов учат:
а) запрашивать информацию друг у друга и у преподавателя;
б) обмениваться мнениями и суждениями;
в) вести групповую беседу в связи с прочитанным или услышанным;
г) адекватно реагировать в стандартных ситуациях общения при знакомстве, встрече и т.д.;
д) описывать, рассказывать, пересказывать, рассуждать, дискутировать.
При этом большое внимание обращается на выработку коммуникативных умений: начать общение, стимулировать речевого партнера к его продолжению.

Диалог
Диалог – это форма социально-речевого взаимодействия, в которой принимают участие две стороны (говорящий и слушающий), причём они могут меняться ролями: слушающий – выступать в роли говорящего и наоборот.
Выделяют 3 жанра диалогового общения:
1. Диалог-расспрос. В таком диалоге статус участников разный (врач/больной, учитель/ученик). Расспрашивает тот, у кого статус выше. Одна сторона активно интересуется, а вторая реагирует.
2. Диалог-беседа: равноправное участие в диалоге, обмен мнениями
участников.

Монологическая речь
Монологическая речь преимущественно носит однонаправленный характер, выполняя три основные коммуникативные функции:
1. Информативную в виде описания, повествования, комментария.
2. Воздействующую в виде убеждения слушающего, побуждения к какому-либо действию или, наоборот, к предотвращению этого действия.
3. Оценочную в виде выражения собственного отношения к фактам, событиям, поступкам действующих лиц.
Аудирование
Аудирование, т.е. осмысление речи, требует владения языковыми средствами. при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

Работа над аудированием включает:
- языковые единицы, их усвоение в виде навыков;
- умение понимать речь, пользуясь этими навыками.

Процесс аудирования:
-Восприятие ( может быть правильным, неправильным, точным, приблизительным) должно быть быстрым, оно должно приравниваться к темпу речи говорящего.
Восприятие сопровождается процессом узнавания, или опознания слов, словоформ, лексических конструкций.
-Осмысление (нужно понять, о чём идёт речь) возможно тогда, когда присутствует не пословный перевод, а укрупнение слов в смысловые блоки.
-Получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности. Анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.
-Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.

-Воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.

-Улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.

Факторы эффективного слушания:
-Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей.
-Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новым идеями.
-Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека.
-Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции мешают непрерывному вниманию.

Письмо
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания).
Письмо рассматривается не только как средство формирования лингвистической компетенции в ходе выполнения письменных упражнений на грамматическом и лексическом материале. Формируются также коммуникативные умения письменной формы общения, а именно: умение составить план или конспект к прочитанному, изложить прочитанный текст в форме резюме, реферата, аннотации, написать сообщение, доклад по теме специальности и т. п.
Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи.
Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.
Умения, формируемые при обучении письму:
1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию.
2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.
3. Составлять и заполнять анкету.
4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.
5. Писать заявление о приеме на работу.
6. Писать краткую / развернутую автобиографию.
7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.
8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.
Приемы по обучению говорению.
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
-Ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые)
-Постановка узловых вопросов к тексту
-Диалогизация прослушанного и прочитанного монологического текста
-Составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию
-Драматизация монологического текста
-Дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа
-Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог
-Положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его
-Завершение диалога с ориентацией на подсказку
-Речевые упражнения для обучения подготовительной монологической речи:
-Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения)
-Составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко)
-Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы
-Объяснение на иностранном языке заголовка (реалий)
-Определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа
-Выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их
-Пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме)
-Сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами
-Составление плана прослушанного рассказа
-Изложение диалога в монологической форме
-Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
-Составление аргументированных ответов на вопросы
-Проведение комбинированных диалогов
-Проведение ролевых игр и викторин
-Проведение дискуссии и диспута
-Беседа за круглым столом
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
-Придумывание заголовка и его обоснование
-Составление ситуации с опорой на жизненный опыт и ранее прочитанное
-Обоснование собственного суждения или отношения к фактам
-Оценка прослушанного или прочитанного
-Составление кратких объявлений и текстов.

Приемы по обучению аудированию
-Повторение иноязычной речи за диктором а) в паузу б) синхронно на том же языке
-Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста.
-Прослушать текст/ сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.
-Запомнить все даты, имена, и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности.
-Прослушать текст и вставить слова в предложениях.
-Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.
-Прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
-Прослушать текст и найти русский, английский эквивалент слов в параллельном столбце.
-Прослушайте слова и выберите те, которые относятся к картинкам.
-Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему.
Прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.
-Озаглавить прослушанное.
-Разбить аудиотекст на смысловые куски.
-Записать основное содержание текста в виде ключевых слов.
-Передать содержание текста на родном языке.
-Изобразить прослушанную информацию в виде рисунка (визуальный диктант)
-Заполнить таблицу после прослушивания

Приемы по обучению письму:
-Трансформация текста.
Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в таблицу, последовательность картин или диаграмма – в текст.
-Strip stories. (для развития логического мышления ). Небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые студенты должны соединить в логической последовательности.
- Free Writing . Свободное письмо в определенных форматах.
-Письма (официальные, полуофициальные, неофициальные).
-Сочинения.

Список литературы
1. Байденко, В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд.2-е допол. и перераб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007..
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
3. Соловова, Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ // Первое сентября, 17/2005
4. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2008/1212. htm.
5. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2006.
6.Кузьминов, Я.И., Любимов, Л.Л., Ларионова, М.В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход // www.rc.edu.ru
Категория: Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании | Добавил: likhtartaran (09.02.2014)
Просмотров: 992 | Рейтинг: 1.0/10
Всего комментариев: 0
avatar