Меню Федеральное интернет-издание о профобразовани России и СНГ
Назад » » »

Инновационный подход в применении информационных технологий

Юрчик Екатерина Юрьевна, преподаватель информатики
ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права», Санкт-Петербург


Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на авторских идеях и технологиях, и представляет собой новую образовательную практику (Г. Селевко).
Выделяются следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:
1. Инновационность – наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
2. Альтернативность – отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
3. Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса – сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
4. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
5. Социально-педагогическая целесообразность – соответствие целей техникума социальному заказу.
6. Наличие результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
7. Игровые технологии. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Цель ставит преподаватель, способы реализации цели обсуждаются коллективно, реализация может выполняться в группах или индивидуально. В нашей практике игровые технологии хорошо используются в программировании (QBasic). Графическая оболочка этого языка примитивная, тем не менее позволяет использовать ее для самовыражения студентов и поднятия интереса к программированию как процессу.
Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок – использование новейших достижений науки. Однако огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие информации, которое предоставляет всемирная сеть Интернет, сегодня находятся в глубоком противоречии с существующей системой обучения. Необходимо приспособить новые информационные возможности к рамкам традиционного занятия, и в этом смысле уместно говорить о компьютерном занятии как о новой форме организации обучения.
Важнейшей особенностью курса «Информатика и ИКТ» является систематическая работа студентов на компьютере, в следствие этого занятия можно классифицировать по объему и характеру использования компьютера:
 демонстрация;
 лабораторная работа;
 практическое занятие.
1. Демонстрация. Используя демонстрационный экран, интерактивную доску, преподаватель предъявляет учебные элементы содержания курса (графические, фото-, видеоматериалы) в форме презентации. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется разнообразием технических средств визуализации и компьютерных программ учебного назначения (мультимедийные уроки-лекции, демонстрационные и информационно-справочные программы). Основная дидактическая функция демонстрации – формирование новых понятий и способов действий.
2. Лабораторная работа. Все студенты работают на своих рабочих местах с программными средствами, дидактическое назначение которых может быть различным: освоение нового материала (компьютерные обучающие среды, моделирующие программы, экспертные системы учебного назначения, информационно-поисковые системы), закрепление нового материала (программы-тренажеры, программы-репетиторы), проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (контролирующие и тестирующие программы, компьютерные учебные игры). Роль преподавателя во время лабораторной работы – наблюдение за работой студентов (в том числе и через локальную сеть), а также оказание им оперативной помощи (консультирование). Такого рода занятия применяются в целях совершенствования знаний, умений и навыков, их формирования, обобщения, систематизации и целенаправленного применения, а также текущего контроля за успешностью обучения студентов.
3. Практическое занятие (или учебно-исследовательская практика). Учащиеся получают индивидуальные задания для протяженной самостоятельной работы (в течение оного-двух или более занятий, включая выполнение части задания вне занятий, в частности, дома). Как правило, практические занятия применяются для окончательного закрепления практических и учебных навыков и умений, а также проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов (тем) курса. С этой целью могут применяться различные моделирующие программы, в том числе интерактивные конструкторы, создающие креативную обстановку для исследования свойств объектов, экспертные системы учебного назначения, генерирующие и расчетно-вычислительные программы. В ходе практического занятия преподаватель наблюдает за успехами студентов, оказывает им помощь.
В последние годы вводятся элементы лекционно-семинарской системы. В зависимости от способа проведения выделяют:
 информационные лекции – изложение материала с использованием мультимедийных презентаций, анимированных графических объектов, рисунков, таблиц, схем и т.д.;
 визуальные лекции – предъявление материала преимущественно техническими средствами: видео- и звуковые клипы, мультимедийные демонстрации экспериментов с кратким комментированием;
 лекции-консультации – эффективны при изучении темы с ярко выраженной практической направленностью.
В качестве технической поддержки помимо мультимедийных презентаций можно использовать фрагменты электронных учебников, мультимедийных энциклопедий, электронно-образовательные ресурсы. Также особое значение имеют кружки по информатике, которые позволяют выявить истинные знания студента.
Кружки по информатике обычно создаются для студентов 1 и 2 курсов. Работа в компьютерном кружке способствует развитию познавательных интересов студентов, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения, позволяет всем студентам приобщиться к компьютерной технике и современным информационным технологиям. Для одаренных студентов работа в кружке позволяет реализовать свои дарования, приобрести друзей по интересам, заниматься интересной и нужной работой. Содержанием работы студентов может быть освоение информационных технологий, углубленное изучение компьютера и аппаратных средств, изучение цифровой фотографии и т.п. Программу работы кружка преподаватель составляет самостоятельно в начале учебного года и утверждает её у заместителя директора по учебной работе. Периодичность занятий кружка обычно составляет 1 час в неделю. Кружки имеют цель расширение знаний и практических навыков студентов, развитие их познавательных интересов, способностей, проведение профориентационной работы. Для примера приведем названия некоторых кружков:
1. Делопроизводство на компьютере.
2. Настольные издательские системы.
3. Компьютер и музыка.
4. Цифровая фотография.
Так же особое значение в обучении по предмету информатики имеют место олимпиады. Олимпиады по информатике и программированию становятся всё более популярными среди студентов и преподавателей. Они проводятся на уровне техникума, города, района, области, региона, страны. Проведение олимпиады является достаточно сложным делом даже на уровне техникума и района. Для её организации требуется значительное количество персональных компьютеров, привлечение квалифицированных специалистов по информатике и вычислительной технике, формирование оргкомитета и жюри. Обычно олимпиада проводится в два тура: теоретический и практический. Теоретический тур чаще всего включает в себя выполнение заданий по решению задач, составлению алгоритма. В ходе практического тура участники пишут программу на одном из языков, отлаживают её на компьютере, выполняют тестовый расчёт. Преподавателю информатики следует поощрять различным образом участников олимпиад. А победителям и призерам региональных этапов Всероссийской олимпиады можно засчитать зачет или экзамен без процедуры сдачи.
Следовательно, к факторам эффективного обучения относятся:
1. Наличие оригинальных авторских идей преподавателя.
2. Концептуальность процесса.
3. Системность учебно-воспитательного процесса.
4. Наличие результатов студентов.
5. По желанию студента посещение дополнительных занятий по информатике, кружков.
6. Участие в олимпиадах.

Литература:
1. Ловцов, Д.А. Адаптивная система индивидуализации обучения / Д.А. Ловцов, В.В. Богорев // Педагогика. – 2001. – № 6. – С.24-28.
2. Негодяев, И.А. Информатизация культуры / И.А.Негодяев. – Ростов на Дону, ЗАО «Книга», 2003. – С.152-156.
3. Семин, Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования/ Ю.Н.Семин // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.20-25.
4. Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения / Н.Сорокина // Высш. образование в России. – 2001. – № 1. – С.116-119.
5. Числова, А.С. Компьютерная культура – часть информационной культуры / А.С. Числова // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ, науч.метод. конф.:/ тез. док. – 2004. Изд-во Ростов. гос. у-та, 2004. – 251с.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar