Меню Хочешь стать профессионалом – умей учиться
Современно Перспективно Оперативно
Профобразование России и стран СНГ ЭЛ № ФС 77-54950
Возрастная категория сайта 16+
Назад » » »

Информационные технологии в современном профессиональном образовании

Николаева Анна Петровна, мастер производственного обучения

ГАПОУ « Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции», г. Чебоксары

Применение информационных технологий в профессиональном образовании

Информационные технологии в современном профессиональном образовании

«Кто владеет информацией, тот владеет всем миром».

ХХI век- век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития – формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

          Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий. Сфера образования не стала исключением, поскольку информатизация образовательного процесса в РФ - это один из важнейших механизмов, затрагивающий основные направления модернизации всей образовательной системы. Вследствие этого наряду с традиционными формами образования появилась новая форма обучения - дистанционная, основанная на современных информационных и коммуникационных технологиях, позволяющая не только учиться, а и повышать квалификационный уровень ее пользователей.

Дистанционная форма обучения является результатом эволюции традиционного образования, что привело к появлению электронной доски и компьютерных учебных систем, электронные учебники и программы. Материал легко структурировать в соответствие с требованиями, Считается, что дистанционное обучение через Интернет представляет собой логическое продолжение опыта заочного обучения, но уже на качественно новом уровне. И прежде чем делать выводы о преимуществах или недостатки дистанционного образования, следует выяснить его сущность, основные принципы и закономерности.

Информационные технологии в современном профессиональном образовании можно рассматривать и с применением дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - это обучение, в основу которого положен принцип пространственной и временной отдалённости преподавателей и студентов друг от друга, а сам процесс обучения осуществляется с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий. На сегодняшний день принято выделять шесть форм дистанционного обучения:

- экстернат;

- вузовское образование;

- обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных учреждений;

- учёба в специализированных заведениях дистанционного обучения;

- автономные учебные системы.

На первое место выходят универсальные (методологические) знания, разрешающие проектировать и прогнозировать.

Таким образом, главные характеристики дистанционного образования с точки зрения психологии и педагогики включают:

асинхронность и гибкость занятий;

- модульность;

- массовость;

- интерактивное общение и вариативность каналов коммуникации;

- совокупность знаний и ориентацию на самостоятельность студентов, на мотивацию обучения;

- широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет;

- оперативность учебного процесса.

Вследствие этого изменяются требования к методам и формам обучения, а также к функциям преподавателей, их профессиональной подготовке. Преподаватель-консультант (тьютор) дистанционного обучения должен отвечать за содержание учебно-методических материалов по своей дисциплине или дисциплинам. Тьютор осуществляет методическое руководство учебным процессом, отвечает на вопрос студентов и проводит проверку результатов их тестирований по дисциплинам. Анализируя компоненты дистанционного обучения, касающиеся изучаемого предмета в частности материаловедение, можно определить структуру такой системы.

В неё входит:

учебный материал, подаваемый в виде программ, задач, контрольных и выпускных работ. Обучающийся должен быть обеспечен набором фундаментальных печатных учебников и учебных пособий, гипертекстовых мультимедийных программ.

- дополнительные материалы могут включать подготовленные преподавателями лекции по дисциплине.

К наиболее важным компонентам дистанционного обучения можно отнести возможность рассмотрения ситуаций, близких в действительности, создание условий для самореализации студентов, раскрытия их потенциала, систематичность процессе обучения, индивидуальность подхода. Электронные версии учебников, которые стали основанием для создания дистанционных курсов, как и традиционные учебники, не решают проблемы самостоятельной деятельности студентов при получении знаний.

Поэтому при разработке программ дистанционного обучения по материаловедению важно тщательно распланировать занятия, включая организацию каждого из них с постановкой целей и задач обучения. Студенты должны понимать назначение предложенной дисциплины. Нужно учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышление, внимания, возрастные особенности студентов. Важным фактором в процессе дистанционного обучения является обратная связь между преподавателем и студентом. Ее суть заключается в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией усложняется и возникает проблема появления коммуникативного барьера. Если это случается, то информация подаётся в искажённом виде, что приводит к тому, что появляется угроза перерастания когнитивного барьера в барьер отношений, переходящий в чувство недоверия и враждебности по отношению к информации и ее источнику.

Следовательно, для максимально эффективной психологической атмосферы важны личные качества преподавателей в системе дистанционного обучения. Преподаватель должен обладать качествами педагога ,психолога, воспитателя, организатора .На уроках по дисциплине материаловедение я даю дополнительные опорные конспекты лекций для самостоятельного ознакомления с изучаемым материалом. Кроме того организую рабочие места таким образом чтобы все присутствующие были задействованы и находились в одинаковых условиях. В целом вся группа делится на мелкие звенья по 3-5 человек в каждом звене. Это дает возможность контролировать работу обучающихся и только потом они могут самостоятельно приступать к дистанционному обучению.

Информационное обучение должно отвечать принципам:

- принцип деятельности;

 - принцип формирования поддерживаемой дружеской среды;

 - принцип личностно-опосредованного взаимодействия;

 - принцип открытого коммуникативного пространства сопровождается применением графики, анимации, звука и цвета, специальных эффектов, гипертекстов;

- принцип интерактивности отражает закономерности не только контактов студентов с преподавателями, но и студентов между собой (в случае групповых занятий), что оказывает содействие интенсивности учебного процесса;

- принцип стартовых знаний рассчитан на предыдущую подготовку студентов, - принцип индивидуализации, для выполнения которого проводится входной и текущий контроль, позволяющий разработать индивидуальную учебную программу и т.д

Учитывая указанные выше принципы, можно сделать вывод относительно преимуществ, эффективности и действенности информационного обучения. Студенты ощущают необходимость дальнейшего обучения, обретают возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объёме, который подходит непосредственно им. Эффект зависит от того, насколько регулярно занимается студент. Со стороны преподавателя-координатора обеспечивается планомерное усвоение знаний.

Главными преимуществами информационных технологий является дистанционное обучение. При этом оно становится:

гибким при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;

наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;

- доступность и открытость обучения;

- совмещение обучения и профессиональной деятельности,;

- возможность самореализации для студентов и преподавателей;

- объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;

- улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала.

Психологическую основу дистанционного обучения составляет ряд мотивов у студентов:

- познавательные;

 - социальные;

 – желание повысить свою квалификацию;

 - ситуационные;

 – необходимость повышения по карьерной лестнице и т.д.

Среди мотивационных качеств на уроке по материаловедению преподавателем изучаются потребности, интересы, установки, идеалы, переживания студента, значение изучаемого предмета для будущей профессии.

Вместе с внедрением дистанционного обучения возрастают качественные характеристики специалистов, которые отличаются лишь позитивными чертами – быстрая адаптация в коллективе, уверенность в себе и своих силах, умением заниматься самообразованием.

На конечную эффективность обучения влияют , информационно-коммуникационные технологии, профессионализм преподавателя, эффективность управления обучением.

Я вижу некоторые недостатки дистанционного обучения при изучении предмета материаловедение :

- психологический барьер - отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы;

- неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеянность внимания студента;

- возможные технические неполадки в системе дистанционного обучения;

- периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя

дистанционное обучение без коллектива, ощущение одиночества и коммуникативного барьера с преподавателями;

- возможность недоразумений между преподавателем и студентов при искажении информации;

- нарушение личной саморегуляции студента или преподавателя, И, несмотря на все эти проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными – дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты, обучающиеся дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.

Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, но главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации (мультимедийные материалы, электронные учебники, онлайн-, и видео-конференции, использование ресурсов сети Интернет и пр.).

Базируясь на психологии и методике самостоятельного обучения, дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков. Среди его положительных сторон: доступность, массовость, открытость образования, возможность обучения без отрыва от работы, индивидуальный подход и гибкость графика занятий, оперативность учебного процесса, возможность самореализации студента и развитие его познавательных навыков.

В то же время дистанционное обучение характеризуется рядом недостатков: низкой эффективностью из-за отсутствия навыков самостоятельной работы у студентов, недостатком «живого» общения, коллектива (особенно в асинхронной модели), возможностью искажения информации, недоразумений в связи с удалённостью участников образовательного процесса.

 

 

 

 

Список использованной литературы

      Основные источники

  1. Абдуллаев С.Г.. Абасова С.Э. Проблемы оценки эффективности дистанционного обучения // Информационные технологии моделирования и управления. 2009. № 4 (56). С. 484-492.
  2. Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. № 12. С. 50-55.
  3. Бакалов В.П. Крук И.П., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая линия – Телеком, 2008. – 108 с.
  4. Биккулова Г.Р. Дистанционное обучение в России // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 4. С. 4-13.
  5. Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением // Гуманизация образования. 2010. № 1. С. 58-63.
  6. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – М.: Феникс, 2009. – 320 с.
  7. Капов В.А. Дистанционное обучение: подходы и проблемы // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 1. С. 29-30.
  8. Поночевная И. Дистанционные образовательные технологии как способ обеспечения профессионализации для современного преподавателя и студента автор // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования. – М.: ЭСЭПиМ, 2011. – 292 с.
  9. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 294 с.
  10. Тьюторство. Самоопределение в контексте современности. Под ред. С. Сироткина. – Ижевск.: Изд-во Удмуртского государственного университета, 2011. – 164 с.

     Электронные ресурсы:

           http://yandex.ru/yandsearch?text

           http://festival.1september.ru

           http://works.tarefer.ru

           http://www.moluch.ru

           http://charko.narod.ru0

           http://mariyakuznec.ucoz.ru

 

         

 

Ссылка на материал: скачать

Поделитесь с коллегами

Поделитесь своим мнением с остальными.
m">
avatar